Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ГБУ города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "ИСТОКИ" по ордеру Гудовичевой Л.В. на решение судьи Кузьминского районного суда г. Москвы от 15 ноября 2018 года, которым постановлено:
" Постановление Главного государственного санитарного врача по ЮВАО
г. Москвы Л.Ю.В. N *** от 15 мая 2018 года в отношении ГБУ города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "ИСТОКИ" оставить без изменения, жалобу защитника Гудовичевой Л.В. - без удовлетворения ",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Главного государственного санитарного врача по ЮВАО
г. Москвы Л.Ю.В. N *** от 15 мая 2018 года, оставленным без изменения решением судьи районного суда, ГБУ города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "ИСТОКИ" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, решением судьи, защитник ГБУ города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "ИСТОКИ" по ордеру Гудовичева Л.В. обратилась в Московский городской суд с жалобой, в обоснование которой указывает на то, что вина Учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ не установлена. В действиях юридического лица отсутствует состав вмененного административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ; в материалах дела отсутствуют доказательства, что ГБУ города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "ИСТОКИ" осуществляет деятельность в сфере общественного питания; Учреждение п редоставляет социальные услуги населению, а потому требования СанПин СП 2.3.6.1079-01 на него не распространяются.
Выслушав защитников ГБУ города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "ИСТОКИ" - Власову О.В, Гудовичеву Л.В, поддержавших доводы жалобы, представителя Роспотребнадзора - Дубс Н.А, возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 6.6 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Как следует из материалов дела, 22 марта 2018 года в 12 час. 00 мин. по адресу:
****, при проведении по распоряжению заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по городу Москве от 14 марта 2018 года
N 01-31-00021 плановой выездной проверки ГБУ города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "ИСТОКИ", выявлены нарушения ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 ФЗ-52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 3.8, 5.1, 6.1, 6.5, 6.16, 8.1, 8.2, 9.10, 14.3 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 01.02.2002 года.
Нарушения выразились в следующем: не обеспечено оборудование воздушных разрывов (не менее 20 мм от верха приемной воронки) при присоединении моечных ванн к приемным устройствам канализации; не обеспечено соблюдение требований к последовательности (поточности) технологического прогресса, исключающих встречные потоки готовой продукции, использованной и чистой посуды (холодильный шкаф для хранения готовых блюд установлен не в раздаточной буфета; рядом расположенные окна для приема готовых блюд, грязной посуды не промаркированы, дверь, используемая для выдачи готовых блюд не оборудована раздаточным окном); буфет-раздаточная не обеспечен мармитом для гарниров; производится раздача ржано-пшеничного хлеба не соответствующего выходу по меню (20 г); установленные моечные ванны для мытья кухонной посуды не обеспечивают соблюдение режима мытья посуды щетками в воде с добавлением моющих средств, так как недостаточны по объему и размеру; допускается доготовка салатов работником буфета (заправка маслом) при отсутствии технической документации (технологической карты); не обеспечен отбор и хранение суточной пробы от доготовленного в буфете холодного блюда - салата (заправка маслом и перемешивание блюда проводится буфетчицей); не обеспечено наличие вешалки для санитарной одежды перед входом в туалет сотрудников буфета.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы N **** от 15 мая 2018 года ГБУ города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "ИСТОКИ" привлечено к административной ответственности, установленной ст. 6.6 КоАП РФ.
Однако с выводами должностного лица и суда первой инстанции в части квалификации деяния Учреждения по ст. 6.6 КоАП РФ согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений ( ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц ( п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 17 указанного закона при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Административная ответственность за нарушение соответствующих требований при организации питания населения в таких специально оборудованных местах наступает по ст. 6.6 КоАП РФ.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований, которые предъявляются к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
При этом нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения образует состав указанного административного правонарушения в случае, если оно допущено в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах).
ГБУ города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "ИСТОКИ" не является специализированной организацией, реализующей населению услуги питания в специально оборудованных местах, а буфет-раздаточная с обеденным залом, не является таким специально оборудованным местом.
Согласно Уставу Учреждение создано в целях удовлетворения потребностей населения в доступном и качественном социальном обслуживании, организации полустационарного социального обслуживания, оказания социальных услуг несовершеннолетним, семьям с детьми, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - выпускникам государственных учреждений стационарного социального обслуживания (п. 2.2 Устава ГБУ города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "ИСТОКИ" ).
Государственный контракт на организацию горячего питания в ГБУ города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "ИСТОКИ" от 30 октября 2016 года N **** заключен с ООО "***".
Таким образом, из материалов дела усматривается, что в данном случае допущено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей в отделениях дневного пребывания детей и подростков Учреждения.
Согласно п. 1.2 СП 2.3.6.1079-01 санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Нарушение требований, установленных данной нормой, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
При таких обстоятельствах деяние ГБУ города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "ИСТОКИ" квалифицировано неправильно.
Совершенное противоправное, виновное деяние, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей в отделениях дневного пребывания детей и подростков в социальном учреждении, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
Изложенное отвечает правовой позиции, которая нашла свое отражение в Постановлении Верховного Суда РФ от 21.02.2019 N 11-АД19-4.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 12 апреля 2018 года; предписанием N *** от
12 апреля 2018 года; актом проверки органом государственного контроля (надзора) органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N *** от 12 апреля 2018 года; протоколом отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 21 марта 2018 года; протоколом отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 22 марта 2018 года; поручением N *** от 07 марта 2018 года на проведение в рамках утвержденного государственного задания; распоряжением N *** о проведении проверки от 14 марта 2018; должностной инструкцией N *** буфетчика отделения дневного пребывания детей и подростков ГБУ ЦСПСиД "Истоки" филиала "Рязанский" города Москвы С.Г.Г.; приказом по организации питания в отделениях дневного пребывания детей и подростков ГБУ ЦСПСиД "Истоки" N *** от 09 января 2018 года; фотоматериалом; Государственным контрактом N *** организации горячего питания в ГБУ ЦСПСиД "Истоки" от 30 декабря 2016 года и иными материалам дела.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые были предметом проверки в ходе судебного разбирательства, установленные обстоятельства и выводы о виновности учреждения в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей не опровергают.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы в выносится решение об изменении постановления по делу об административном право-нарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление и решение.
Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) указанного Кодекса, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Переквалификация действий учреждения согласуется с положениями п. 20 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах постановление Главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы N *** от 15 мая 2018 года, решение судьи Кузьминского районного суда города Москвы от 15 ноября 2018 года, вынесенные в отношении ГБУ города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "ИСТОКИ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, подлежат изменению путем переквалификации совершенного Учреждением деяния на ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
Санкция ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, цели, для которых Учреждение создано, полагаю необходимым назначить ГБУ города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "ИСТОКИ" административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, 30 000 рублей.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы N *** от 15 мая 2018 года, решение судьи Кузьминского районного суда города Москвы от 15 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, в отношении ГБУ города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "ИСТОКИ" изменить.
Переквалифицировать совершенное ГБУ города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "ИСТОКИ" деяние со ст. 6.6 КоАП РФ на ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, назначив ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
В остальной части постановление Главного государственного санитарного врача по ЮВАО города Москвы N *** от 15 мая 2018 года, решение судьи Кузьминского районного суда города Москвы от 15 ноября 2018 года оставить без изменения, жалобу защитника ГБУ города Москвы Центр социальной помощи семье и детям "ИСТОКИ" по ордеру Гудовичевой Л.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.