Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Долонове Ц.-Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Дондукова П.С. на постановление судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 17 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении Дондукова П.С., ... года рождения, уроженца " ... ",
установил:
постановлением судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 17 сентября 2019 года Дондуков П.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного ареста сроком на 10 суток.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Дондуков П.С. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. Указывает, что в своих публичных выступлениях он не призывал к насильственным действиям, не создавал помех гражданам и организациям, не совершал действий, причиняющих какой-либо вред, не нарушал установленный общественный порядок. Действия Дондукова П.С. полностью соответствуют определению одиночного пикета.
В судебном заседании Дондуков П.С. и защитник Барлуков М.А. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - инспектор ОИАЗ Управления МВД России по г.Улан-Удэ Арюкин Д.С. возражал против удовлетворения жалобы и отмены постановления.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав мнение явившихся в судебное заседание лиц, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Согласно части 8 статьи 20.2 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток.
Как видно из материалов дела, в период времени с 18.00 часов 10 сентября 2019 года до 05.00 часов 11 сентября 2019 года на площади Советов, расположенной по адресу: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Ленина, 51, Дондуков П.С. в нарушение требований статьей 5, 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организовал и провел несанкционированное публичное мероприятие в форме митинга, без подачи в установленном порядке уведомления о проведении данного публичного мероприятия.
Ранее Дондуков П.С. привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, на основании вступившего в законную силу постановления судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 25 сентября 2018 года.
Установив указанные обстоятельства, 17 сентября 2019 года должностное лицо Управления МВД России по г.Улан-Удэ Арюкин Д.С. составил в отношении Дондукова П.С. протокол N... об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ.
На обеспечение реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Обязанности организатора публичного мероприятия приведены в части 4 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ.
Статьей 7 названного Закона предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, в случаях и в сроки, установленные настоящей статьей.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия помимо прочего указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников; дата, время начала и окончания публичного мероприятия.
Согласно статье 4 Федерального закона N 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Проанализировав приведенные нормы Федерального закона N 54-ФЗ, КоАП РФ, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях Дондукова П.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, поскольку факт организации и проведения митинга без подачи в установленном порядке соответствующего уведомления подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела.
В деле имеется рапорт заместителя начальника полиции (по ООП) УМВД России по г. Улан-Удэ ФИО1 о том, что в ходе изучения видеоматериалов в информационной сети Интернет было установлено, что 10 сентября 2019 года около 18.40 часов на площади Советов г.Улан-Удэ Дондуков П.С. призывал граждан принять участие в несанкционированном митинге.
К материалам дела приобщены видеозаписи, на которых видно, что Дондуков П.С. призывал присутствующих на площади Советов граждан поддержать движение, направленное на освобождение административно задержанных лиц; призывал граждан не расходиться, собраться и стоять до освобождения указанных лиц; выкрикивал слова: "люди... вставайте... приходите... разговаривайте, общайтесь", "лидеры объединяйтесь... не будьте пассивными..". Кроме того, в прямом эфире через канал "Ютуб" Дондуков П.С. осуществлял оповещение возможных участников митинга, призывал граждан прибыть на площадь Советов.
Анализ указанного видеоматериала свидетельствует о его агитационном характере. Обращения Дондукова П.С. к гражданам содержали информацию о месте и целях проведения публичного мероприятия, были направлены на привлечение общественного внимания к этому публичному мероприятию, а также непосредственно содержали приглашение принять участие в мероприятии.
Таким образом, судья районного суда счел правильной квалификацию совершенных Дондуковым П.С. и описанных выше действий по части 8 статьи 20.2 КоАП РФ, учитывая, что ранее Дондуков П.С. уже привлекался к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, на основании постановления Советского районного суда г.Улан-Удэ от 25 сентября 2018 года, вступившего в законную силу 19 ноября 2018 года. То есть Дондуков П.С. совершил предусмотренное частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ административное правонарушение, будучи подвергнутым административному наказанию за совершение административного правонарушении по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, Дондуков П.С. в ходе рассмотрения данного дела вышестоящим судом, в числе прочего, приводил доводы о том, что им осуществлялось одиночное пикетирование.
Однако данное утверждение является несостоятельным ввиду его противоречия собранным по делу доказательствам, в частности, данным в судебном заседании показаниям должностного лица и видеоматериалам.
Довод жалобы о том, что Администрация г.Улан-Удэ необоснованно отказала в проведении публичного мероприятия, нельзя принять во внимание, поскольку вопросы, связанные с отказом в проведении публичного мероприятия, не являются юридически значимыми для данного дела.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из части 2 статьи 3.9 КоАП РФ следует, что административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
При назначении Дондукову П.С. административного наказания районный суд учел характер административного правонарушения, личность Дондукова П.С, установленные по делу фактические обстоятельства, свои выводы надлежащим образом мотивировал.
Доказательства, что Дондуков П.С. относится к лицам, в отношении которых административный арест не может применяться, отсутствуют, медицинский документ о том, что по состоянию здоровья он не может отбывать административный арест, не представлен.
На основании изложенного вышестоящий суд отклоняет жалобу и оставляет постановление районного суда без изменения.
Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении Дондукова П.С. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья: П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.