ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, д. 51,
г. Улан-Удэ, 670000
тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,
E-mail: vs.bur@sudrf.ru
судья Болотова Ж.Т.
дело N 21-215
поступило 31 июля 2019 года
РЕШЕНИЕ
16 сентября 2019 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд РБ в составе судьи Булгытовой С.В.
при секретаре Эрдынеевой Е.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Института физического материаловедения Сибирского отделения РАН,
УСТАНОВИЛ:
1. Постановлением главного государственного инспектора труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в РБ Криницына А.Е. от 23 мая 2019 года N 16937 Институт физического материаловедения Сибирского отделения РАН признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ. Институту назначен административный штраф в размере 30 000 рублей.
Институт подал на постановление жалобу в районный суд.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 9 июля 2019 года постановление отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо Криницын подал жалобу на решение районного суда в вышестоящий суд.
В заседании вышестоящего суда Криницын поддержал доводы жалобы, представитель института Морозов А.В. возражал против отмены решения, работник Б согласился с доводами жалобы.
2. Рассмотрев дело, вышестоящий суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 данной статьи и статьей 5.27.1 Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из постановления о назначении административного наказания следует, что по результатам вынесенного решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 24 декабря 2018 года институту вменено нарушение трудового законодательства при увольнении работника Бальжанова.
Районный суд отменил постановление и прекратил производство по делу, ссылаясь на то, что в данном случае имеет место индивидуальный трудовой спор, разрешение которого не входит в компетенцию государственной инспекции труда.
Решение суда является по существу правильным.
Из материалов дела видно, что 3 апреля 2019 года Б обратился в Государственную инспекцию труда в РБ с заявлением о привлечении к административной ответственности работодателя на основании решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 24 декабря 2018 года, которым удовлетворен иск Бальжанова к институту о защите трудовых прав. Бальжанов восстановлен на работе в должности младшего научного сотрудника, с института в пользу Бальжанова взысканы оплата вынужденного прогула и компенсация морального вреда.
30 апреля 2019 года главный государственный инспектор труда в РБ составил в отношении института протокол об административном правонарушении. Поводом к возбуждению дела указано непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Далее в протоколе об административном правонарушении, а также в постановлении о назначении административного наказания приведено содержание решения суда.
Однако нет оснований считать, что в данном случае имеет место непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из статьи 356 ТК РФ следует, что федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
Статья 360 ТК РФ устанавливает порядок организации и проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда.
В соответствии с частью 2 данной статьи государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей
Из части 1 статьи 28.1 КоАП РФ следует, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1);
сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 Кодекса) (пункт 3).
Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Из указанных норм следует, что применительно к государственной инспекции труда поводом к возбуждению дела об административном правонарушении могут служить данные, полученные в ходе непосредственного осуществления государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и по результатам проверок сообщений и заявлений, поступивших в государственную инспекцию труда.
Согласно части 1 статьи 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии со статьей 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
Положения о том, что судебное решение по индивидуальному трудовому спору и решение комиссий по трудовым спорам могут являться поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, КоАП РФ не содержит.
Заявление Б в Государственную инспекцию труда РБ не содержало данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, проверка по его заявлению не проводилась. Б лишь сослался на решение суда, однако решения судов по трудовым спорам не указаны в КоАП РФ самостоятельным поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Плановая проверка, связанная с осуществлением государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, в данном случае также не проводилась.
Таким образом, оснований для возбуждения дела об административном правонарушении не имелось, поэтому решение суда об отмене постановления о назначении административного наказания и прекращении производства по делу является правильным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, вышестоящий суд
РЕШИЛ:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 9 июля 2019 года оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Судья С.В. Булгытова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.