Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Холонгуевой О.Р,
судей коллегии Кушнаревой И.К, Гончиковой И.Ч,
при секретаре Долонове Ц-Н.Б,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП "Нестеровское" о понуждении к выполнению противопожарных мероприятий,
по апелляционному представлению прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия Новолодского А.С.
по апелляционной жалобе представителя третьего лица Пермина С.С.
на решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 17 мая 2019 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия просил обязать Администрацию МО СП "Нестеровское" обеспечить противопожарный разрыв шириной не менее 30 метров между лесным массивом и построенными зданиями с ограждением их территории в п. Кика Прибайкальского района Республики Бурятия вокруг населенного пункта.
В обоснование иска указал, что с. Кика граничит с лесным массивом, наличие указанного нарушения представляет реальную угрозу жизни и здоровью жителей населенного пункта в случае возникновения вблизи него лесного пожара. На протяжении нескольких лет предписания Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Прибайкальского района УНДПР ГУ МЧС России по РБ ответчиком не исполняются, представление прокурора в 2018 г. об устранении нарушений закона также не исполнено.
В судебном заседании суде первой инстанции представитель истца Дульская И.Г, представитель третьего лица - начальник Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Прибайкальского района УНДПР ГУ МЧС России по РБ Пермин С.С. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика - глава Администрации МО СП "Нестеровское" Зайцева Л.Г. иск не признала, так как п. Кика находится в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, построен в 1980-е годы среди леса, поэтому его границы расположены вплотную к гослесфонду Кикинского лесничества. От границ застройки до леса нет расстояния, необходимого для создания противопожарного разрыва шириной 30 метров, без сплошной вырубки леса обеспечить такой разрыв невозможно, однако в границах Центральной экологической зоны рубка леса запрещена. Земельные участки, расположенные на границе села, давно оформлены, границы села не расширялись, поселение не обладает полномочиями земельного контроля и по формированию и предоставлению новых участков.
Вопрос о противопожарных разрывах возникал ранее, но должностные лица пожарного надзора и РАЛХ не дают ответов, как их создать в населенных пунктах с уже существующей застройкой, поэтому представление прокурора в этой части не исполнено. Противопожарные минерализованные полосы вокруг п.Кика есть и ежегодно обновляются.
Представитель третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства Назаров Г.А. пояснил, что вокруг п. Кика возможно только размещение противопожарных минерализованных полос.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласились прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия Новолодский А.С. и представитель третьего лица Пермин С.С.
В апелляционном представлении прокурор просит отмены обжалуемого решения, полагая, что выводы суда о недоказанности осуществления застройки населенного пункта до вступления в силу положения Свода правил 4.13130.2013 являются ошибочными.
По мнению прокурора, заявленные требования касаются исполнения Правил пожарной безопасности, несоблюдение которых может привести к недопустимому риску для жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара. Возложение обязанности по обеспечению противопожарного разрыва в соответствии с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара, в связи с чем оснований для освобождения органа местного самоуправления от соблюдения и выполнения действующих норм и правил, регулирующих обеспечение пожарной безопасности, не имеется.
В своей апелляционной жалобе главный государственный инспектор Прибайкальского района Республики Бурятия по пожарному надзору Пермин С.С. также просил отменить решение суда, так как на момент осуществления застройки населенного пункта лесные насаждения могли отсутствовать. Указал, что законом на орган местного самоуправления возложена обязанность по техническому обустройству противопожарного разрыва с согласованием с собственниками лесных угодий и собственниками земельных участков.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Хорошева О.Я. доводы апелляционного представления поддержала.
Представитель ответчика Тугаринова Л.П. возражала против доводов апелляционных жалобы и представления, так как вопросы выделения территории под противопожарный разрыв к компетенции сельского поселения не относятся.
Представители третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаев И.М. и Пономарев И.А. просили оставить апелляционные жалобу и представление без удовлетворения, поскольку вырубка леса на территории Центральной экологической зоны невозможна. Полагали, что для обеспечения пожарной безопасности в п.Кика необходима организация иных мероприятий нежели обустройство противопожарного разрыва.
Представитель третьего лица - начальник Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Прибайкальского района УНДПР ГУ МЧС России по РБ Пермин С.С. в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия не находит снований для его отмены.
В соответствии с п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории.
Согласно п. 36 ст. 2, ст. 69 указанного закона, противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара: от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств (лесопарков); б) на территориях лесничеств (лесопарков); от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
Пунктом 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 г. N288, определено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 метров.
Пункт 9 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. относит к вопросам местного значения поселения обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Как установлено ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" полномочия органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности осуществляются в границах сельских населенных пунктов.
По смыслу ч. 1 п. 6 ст. 84 Лесного Кодекса РФ организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах относится к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Между тем, доказательств, свидетельствующих о том, что леса Байкальской природной территории, примыкающие к сельскому поселению, находятся в муниципальной собственности, а также подтверждающих право сельского поселения владеть, пользоваться и распоряжаться указанными лесами, суду, судебной коллегии не представлено.
В связи с этим, коллегия соглашается с решением суда, которым прокурору было отказано в иске, поскольку у лица, к которому предъявлен иск, отсутствуют законные основания для осуществления на данном участке каких-либо мер по предупреждению лесных пожаров.
Суд правомерно учел довод ответчика о том, что обустройство противопожарного разрыва невозможно иначе как путем проведения сплошной рубки лесных насаждений, находящихся на расстоянии менее 30 метров от существующей границы застройки.
Из материалов дела установлено, что п. Нестеровское Прибайкальского района Республики Бурятия входит в Центральную экологическую зону Байкальской природной территории.
П.п. 1 статьи. 11 Федерального закона N 94-ФЗ от 1 мая 1999 г. "Об охране озера Байкал" предусмотрен запрет сплошных рубок в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 г. N643 в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещено проведение сплошных рубок лесных насаждений, а в кедровых лесах - всех видов рубок, за исключением проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен запрет на проведение сплошных рубок в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории вне зависимости от принадлежности лесных насаждений, их нахождения в границах населенного пункта или в границах лесного участка в составе земель лесного фонда федеральной собственности.
Стороной истца не опровергнут довод представителя ответчика и третьего лица РАЛХ о том, что границы застройки сельского поселения расположены вплотную к границам лесных участков Кикинского лесничества, находящихся в федеральной собственности, от границ застройки до леса нет расстояния, необходимого для создания противопожарного разрыва шириной 30 метров.
Кроме того, отказывая в иске, районный суд учел то обстоятельство, что истцом не представлено доказательств застройки в п. Кика после введения в действие Свода правил СП 4.13130.2013, которые применяются при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Довод жалобы о том, что в момент застройки растительность возможно отсутствовала, коллегия отклоняет, поскольку данный довод ничем не подтвержден и носит характер предположения.
В связи с этим, судебная коллегия не находит оснований признать постановленное судом решение несоответствующим закону и для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления о наличии у органа местного самоуправления полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, коллегия отклоняет, поскольку и в жалобе и в апелляционном представлении указано об отнесении к вопросам местного значения обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. При этом, ссылок на обстоятельства, свидетельствующие о том, что установление противопожарных разрывов шириной не менее 30 м. возможно без проведения рубки лесных насаждений, а также о том, что лесные насаждения находятся в пределах территории сельского поселения, жалоба и представление прокурора не содержат.
Правовых снований возлагать на сельское поселение обязательств, безусловно связанных с распоряжением лесными землями, не находящимися в муниципальной собственности, у суда, рассматривающего дело, не имелось.
Оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы, апелляционного представления прокурора коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 17 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобу и представление - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.