Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Гончиковой И.Ч,
судей коллегии Кушнаревой И.К, Базарова В.Н,
при секретаре Абзаевой В.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия к Правительству Республики Бурятия, Администрации МО "Город Улан-Удэ", ООО "ЭкоАльянс" об обязании принять меры по организации деятельности и ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления,
по апелляционным жалобам представителей Правительства Республики Бурятия, Администрации г.Улан-Удэ на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 26 июня 2019 года, которым постановлено:
- Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия к Правительству Республики Бурятия, Администрации МО "город Улан-Удэ" удовлетворить.
Обязать Правительство Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов производства и потребления с земельного участка, расположенного по адресу: "... ", "... " "... ", на площади "... " кв.м, с координатами:
1....
2....
3....
4....
5....
6....
7....
8....
9....
10....
Обязать администрацию муниципального образования городского округа "Улан-Удэ" в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять участие в организации деятельности по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов производства и потребления с земельного участка, расположенного по адресу: "... ", "... ", "... ", на площади "... " кв.м, с координатами:
11....
12....
13....
14....
15....
16....
17....
18....
19....
20....
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия" к ООО "ЭкоАльянс" оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, руководитель Управления Росприроднадзора Дремов К.Г. просил обязать Правительство Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка, расположенного по адресу: "... ", "... ", "... ", на площади "... " кв.м. Также, просил обязать Администрацию г.Улан-Удэ принять участие в организации указанной деятельности.
В обоснование иска указал, что 14.03.2019 г. в результате планового (рейдового) обследования, проведенного по маршруту: "... ", "... ", выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, строительных отходов, расположенных на землях, право собственности на которые не разграничено. Обращение в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, поскольку захламление земель отходами способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия от негативного воздействия.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО "ЭкоАльянс", в качестве третьего лица - Министерство природных ресурсов РБ.
В судебном заседании представитель истца Белоусова М.М. исковые требования уточнила в части указания координат земельного участка, а также, наименования отходов - отходов производства и потребления. Также пояснила, что к ООО "ЭкоАльянс" требования не заявляются, полагала надлежащими ответчиками по делу Правительство РБ и Администрацию г.Улан-Удэ.
Представитель ответчика Администрации МО "город Улан-Удэ" Манханова Б.Б. с иском не согласилась, полагая надлежащим ответчиком по делу Правительство РБ.
Представитель ответчика Правительства РБ Таханов Б.В. с иском также не согласился, так как Правительством РБ производятся необходимые действия, в частности, принято распоряжение от 10.04.2015 г. N217-р, утвердившее План мероприятий по реализации Федерального закона от 29.12.2014 г. N458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", предусматривающий совокупность скоординированных действий, направленных на введение института регионального оператора.
Представитель ООО "ЭкоАльянс" Стецура Т.С. иск не признала, пояснила, что законодательными нормами к обязанностям регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами не относится сбор и транспортирование строительного мусора. Кроме того, по условиям заключенных во исполнение законодательства Соглашений и Правил, на регионального оператора возлагается обязанность по ликвидации свалок, обнаруженных им в период его деятельности, а не за несколько лет до введения института регионального оператора.
Представитель Министерства природных ресурсов РБ в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласились представители Правительства Республики Бурятия, Администрации г.Улан-Удэ.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ Манханова Б.Б. просила отменить данное решение, поскольку в Федеральном законе от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отсутствует указание, что полномочиями по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов наделены органы местного самоуправления.
Таким образом, суд неправомерно применил ст.8 указанного закона, утратившую силу 01.01.2019 г.
Представитель Правительства Республики Бурятия Таханов Б.В. просил отменить решение суда, так как Правительство координирует работу органов исполнительной власти Республики Бурятия по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации экологических программ, однако не должно организовывать работу по ликвидации конкретных свалок на территории г.Улан-Удэ. Правительством РБ координатором исполнения плана мероприятий по реализации Федерального закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено Министерство природных ресурсов РБ, которое заключило соглашения по трем зонам деятельности регионального оператора по обращению с твердым коммунальными отходами с ООО "Экоальянс". Данные меры свидетельствуют о принятии исчерпывающих мер по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории РБ. Указал, что в силу ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения также отнесено участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих муниципальных районов.
В суде апелляционной инстанции Представитель ответчика Администрации МО "город Улан-Удэ" Манханова Б.Б, представитель ответчика Правительства Республики Бурятия Митыпова Е.В. доводы жалобы поддержали.
Представитель ООО "ЭкоАльянс" Стецура Т.С. возражала против доводов апелляционных жалоб, пояснила, что данная свалка была обнаружена за несколько лет до введения института регионального оператора.
Представитель Министерства природных ресурсов РБ Андреев А.И. поддержал доводы жалобы Правительства РБ, пояснил, что в настоящее время заключен государственный контракт, согласно которому свалка должна быть ликвидирована до 1.10.2019 г.
Представитель истца Юрьев И.В. просил оставить решение суда без изменения, доводы жалоб - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит снований для его отмены.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 6, ст. 8 указанного Закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и. захоронению твердых коммунальных отходов; к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии с ч.1 ст. 24.6 указанного закона, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п. 4 ст. 24.6 вышеуказанного закона, юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 5.09.2016 г. N 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Охрана земель, согласно ч. 1 ст. 13 ЗК РФ, представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ, обязаны проводить мероприятия защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу ст. 42 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов.
В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", органы местного самоуправления городских округов вправе осуществлять распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Судом установлено, что 14.03.2019 г. в результате планового (рейдового) обследования, проведенного по маршруту "... ", выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, строительных отходов, расположенных на землях, право собственности на которые не разграничено.
По результатам лабораторных исследований, экспертных заключений установлено, что на указанном земельном участке размещены отходы 4 класса опасности, а именно, твердые коммунальные отходы, отходы от сноса и разборки зданий, отработанные покрышки пневматических шин.
Наличие данной несанкционированной свалки сторонами не оспаривалось.
Полагая, что в целях охраны земель, обеспечения безопасных условий среды обитания для населения, она должна быть ликвидирована, районный суд пришел к мнению, что обязанности по принятии мер по организации деятельности и ликвидации свалки должны быть возложены на Правительство РБ и Администрацию г.Улан-Удэ.
Отказывая в иске к ООО "Экоальянс", суд посчитал, что деятельность регионального оператора, регламентированная Федеральным законом от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", не предусматривает обязанность ликвидации ранее образованных несанкционированных свалок.
Суд учел, что ООО "ЭкоАльянс", согласно п.4.2 Соглашения N1 от 14.05.2018, заключенного с Министерством природных ресурсов РБ, как региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств в течение месяца с даты утверждения единого тарифа на его услуги.
Тем самым, региональный оператор приступил к исполнению своих обязательств с 01.04.2019 г. в связи с принятием Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия N3/21 от 25.03.2019, тем самым не несет ответственности по ликвидации данной свалки, образованной не позднее 2018 года.
При этом свалка состоит из отходов производства и потребления (твердые коммунальные отходы, отходы от сноса и разборки зданий, отработанные покрышки пневматических шин), что также, в силу ч.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", лишает возможности обязать регионального оператора ликвидировать указанную свалку.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом районного суда, полагая, что правовые основания для возложения обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки на ООО "ЭкоАльянс" в данном случае отсутствуют.
Отклоняя доводы апелляционных жалоб представителей Администрации г.Улан-Удэ и Правительства РБ, судебная коллегия приходит к следующему.
Возлагая на указанных ответчиков обязанности по принятию мер по организации деятельности и ликвидации свалки, суд первой инстанции сослался на нормы Федерального закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Земельного кодекса РФ, иных нормативно-правовых актов, согласно которым данными полномочиями обладают субъект РФ и орган муниципального образования в пределах их компетенции.
Согласно ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Несмотря на то, что с 01.01.2019 г. данная статья претерпела изменения в части наделения органов местного самоуправления городских округов полномочиями по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов, заявленное истцом требование является законным и подлежащим удовлетворению.
Так полномочия администрации г.Улан-Удэ по участию в организации деятельности по ликвидации несанкционированной свалки на территории городского округа, закреплены п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Данная норма закона напрямую возлагает на органы местного самоуправления обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории городского округа.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает органы местного самоуправления городского округа от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Кроме того, положениями п.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Поскольку в ст.6 данного закона регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, оснований сомневаться в законности решения суда о возложении оспариваемой обязанности на Правительство РБ также не имеется.
Судебная коллегия учитывает, что бездействие администрации г.Улан-Удэ и Правительства РБ по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по организации деятельности и ликвидации несанкционированной свалки приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
Доводы апелляционной жалобы Правительства РБ о принятых мерах по осуществлению организационно-властного воздействия, направленных на создание необходимых условий для очистки территорий от отходов, коллегия отклоняет, поскольку наличие несанкционированных свалок и возникновение споров, связанных с их ликвидацией, свидетельствует о недостаточности принятых мер.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что районный суд разрешилнастоящий спор при правильном применении норм материального и процессуального права, надлежащей оценке обстоятельств дела и совокупности представленных доказательств.
Доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения и не дают оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 26 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий: И.Ч. Гончикова
Судьи коллегии: В.Н. Базаров
И.К. Кушнарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.