Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Мирзаевой И.И., судей коллегии Гончиковой И.Ч. и Базарова В.Н., при секретаре Петровой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Рангина Н.К. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 08 августа 2019 года по иску Рангина Николая Константиновича к Администрации г.Улан-Удэ, Администрации Советского района г.Улан-Удэ об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Мирзаевой И.И, выслушав истца Рангина Н.К, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рангин Н.К. обратился в суд с иском к Администрации г.Улан-Удэ, Администрации Советского района г.Улан-Удэ, в котором просил обязать ответчиков предоставить ему жилое помещение по договору социального найма.
Исковые требования мотивированы тем, что Рангин Н.К. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 14.09.1983 с составом семьи пять человек. По состоянию на июнь 2017 г. номер очереди - 360. Истец неоднократно обращался в Администрацию г.Улан-Удэ, Администрацию Советского района г.Улан-Удэ, прокуратуру Советского района г.Улан-Удэ с жалобой на нарушение его конституционных прав, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
В соответствии с дополнением к исковому заявлению Рангин Н.К. просил обязать ответчиков предоставить ему жилое помещение до конца 2019 г, указав конкретную дату.
В судебном заседании истец Рангин Н.К. заявленные требования поддержал, пояснил, что проживает со своей семьей в квартире матери супруги, которая не дает согласия на его регистрацию по месту жительства. Не отрицал тот факт, что оснований для внеочередного предоставления жилого помещения он не имеет. Просил предоставить жилое помещение в порядке очередности, но до конца 2019 г.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ, Администрации Советского района г.Улан-Удэ Аюшеева Д.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что Рангин Н.К. будет обеспечен жилым помещением в порядке очередности. Изменения в нумерации очереди произошли после 2005 г. в связи с созданием общей единой очереди.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Рангин Н.К. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации номер очереди истца на получение жилого помещения по договору социального найма увеличился. Считает, что необоснованное изменение номера очереди создает препятствия к реализации права на получение жилого помещения. Полагает, что в случае невозможности предоставления жилого помещения ответчику следовало оказать истцу меры социальной поддержки в виде предоставления субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств республиканского бюджета.
В суде апелляционной инстанции истец Рангин Н.К. доводы жалобы поддержал.
Представители Администрации г.Улан-Удэ, Администрации Советского района г.Улан-Удэ, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, на заседание судебной коллегии не явилаиь.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Рангин Н.К. состоит на учете в Администрации Советского района г.Улан-Удэ в качестве нуждающегося в жилом помещении с 14.09.1983.
Согласно представленным суду Администрацией Советского района г.Улан- Удэ сведениям порядковый номер очереди истца 335.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просил предоставить ему жилое помещение по договору социального найма до конца 2019 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что права на получение жилого помещения во внеочередном порядке истец не имеет, а очередь на получение жилого помещения у истца не наступила.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев, которой установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, и гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и свою очередность без подачи заявления.
Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Вне очереди жилое помещение согласно статье 37 Жилищного кодекса РСФСР предоставлялось гражданам:
1) жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали;
3) окончившим аспирантуру, клиническую ординатуру, высшие, средние специальные, профессионально-технические и иные учебные заведения, направленным в порядке распределения на работу в другую местность, и членам их семей предприятиями, учреждениями, организациями, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, - исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов по приезде.
Рангин Н.К. не представил доказательств того, что он относился к категории граждан, которые имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения, как по Жилищному кодексу РФ, так и по Жилищному кодексу РСФСР.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что, принимая во внимание ограниченность финансовых возможностей публичной власти, федеральный законодатель закрепил в статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве общего правила, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете как нуждающиеся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их принятия на такой учет, тем самым, обеспечивается справедливое распределение жилых помещений из жилищного фонда социального использования (определение от 9 февраля 2017 года N 215-О, постановление от 22 января 2018 года N 4-П).
Поскольку жилье по смыслу правил ст. 57 Жилищного кодекса РФ предоставляется в порядке подхода очередности, сведений о нарушении такого права в деле не имеется, то в удовлетворении заявленного иска отказано правильно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ номер очереди истца на получение жилого помещения по договору социального найма увеличился, о незаконности решения не свидетельствует.
Согласно пояснениям представителя ответчиков в судебном заседании, увеличение очередности в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обусловлено соединением списков по районам города в единый список по муниципальному образованию. Объединение указанных списков не повлекло нарушение прав истца, так как с момента постановки истца на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, очередность изменялась в сторону уменьшения, приближающую истца к моменту реализации права на получение жилого помещения.
Изменение порядка ведения учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не повлекло нарушение прав истца, поскольку объединенный список формировался в соответствии со временем постановки на учет.
Довод жалобы о том, что в случае невозможности предоставления жилого помещения ответчику следовало оказать истцу меры социальной поддержки в виде предоставления субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств республиканского бюджета, основан на неверном толковании норм права.
Согласно ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как видно из заявленных исковых требований, приложенных материалов, Рангин Н.К. требование о возложении на ответчиков обязанности предоставить субсидию на приобретения жилья за счет средств республиканского бюджета не заявлялось, это не вытекало и из приложенных документов. В судебном заседании исковые требования поддержаны Рангиным Н.К. в том объеме, в котором они были заявлены.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 8 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рангина Н.К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.