ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 сентября 2019 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Булгытовой С.В.
при секретаре Свистунове А.И.
с участием представителя административного истца Имихенова М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-114/2019 по административному исковому заявлению Аюрова А.А. к Управлению Росреестра по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
14 августа 2019 года в Верховный Суд РБ поступило административное исковое заявление Аюрова А.А. об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной стоимости.
Административными ответчиками по делу являются Правительство РБ, Управление Росреестра по РБ, заинтересованным лицом - Администрация г. Улан-Удэ.
Исковые требования мотивированы тем, что административный истец являлся собственником земельного участка с кадастровым номером.., категория земель - земли населенных пунктов, вид территориальной зоны - коммунальная зона, площадью 4500 кв.м, расположенного по адресу: г "... ". Фактическое использование земельного участка - склады.
Кадастровая стоимость земельного участка была определена на основании результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия, утвержденных Постановлением Правительства РБ от 13.01.2016 N 2, и составляла по состоянию на 01 января 2015 года 68890500 рублей.
Кадастровая стоимость участка превышает его рыночную стоимость и составляет 1859000 рублей.
В июне 2019 года Аюров обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РБ.
26 июня 2019 года Комиссия уведомила Аюрова о том, что оспариваемой кадастровой стоимости присвоен статус "архивная" в связи с внесением 30 марта 2018 года в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования ("для размещения коммунальных, складских объектов").
У Аюрова сохраняется обязанность по уплате налога за земельный участок, поэтому он просит суд установить архивную кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, составляющей по состоянию на 01 января 2015 года 1859000 рублей.
В заседании суда представитель административного истца поддержал доводы заявления. Представители административных ответчиков и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, Правительство РБ просило рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Рассмотрев дело, суд находит, что административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В пункте 3 данной статьи указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Государственной кадастровой оценке посвящена глава III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен статьей 24.18 данного Федерального закона.
Согласно части 2 данной статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно части 3 данной статьи для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В части 4 данной статьи указано, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Часть 11 данной статьи предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано разъяснение о том, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Согласно пункту 14 данного Постановления требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Из представленных суду документов видно, что Аюров являлся собственником земельного участка, указанного в административном иске.
К административному иску приложены выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости и зарегистрированных правах на объект недвижимости, о кадастровой стоимости объекта недвижимости, отчет об оценке, составленный ООО " "... "" 21 июня 2019 года.
В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельного участка составляет 1859000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года. Стоимость определена исходя из фактического пользования - склады.
Отчет об оценке выполнен с соблюдением законодательства об оценочной деятельности. Оценщик М является членом Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации -Некоммерческое партнерство " "... "". В отчете имеются сведения о наличии у М страхового полиса САО " "... "", действующего с 14 ноября 2018 года по 13 ноября 2019 года.
Возражений против административного иска и отчета об оценке от административных ответчиков и заинтересованного лица не поступило.
Нарушений требований федеральных стандартов, которые бы привели к заведомо неправильному определению рыночной стоимости участка, не установлено.
Руководствуясь статьями 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Аюрова А.А, поступившее в Верховный Суд РБ 14 августа 2019 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., площадью 4500 кв.м, расположенного по адресу: "... ", по состоянию на 1 января 2015 года в размере его рыночной стоимости, составляющей 1859000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.