Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Эрдынеевой Е.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Бест плюс" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
24.06.2019г. ООО "Бест плюс" обратилось с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Правительству РБ, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2031 кв.м. с кадастровым номером "... ", расположенного по адресу: "... ", по состоянию на 21.06.2018г, равной его рыночной стоимости в размере 14457000 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником данного земельного участка, его кадастровая стоимость установлена Постановлением Правительства РБ N2 от 13.01.2016г. и составляет 75580212,3 руб. Указанная оценка является завышенной, не соответствует рыночной цене, установленной отчетом об оценке N21/18-РБ, составленным "... "
В судебном заседании представитель административного истца Лобыкин С.В, действующий на основании доверенности, уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости, установленной судебной оценочной экспертизой в размере 15379 000 руб.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Улан-Удэ, Санжиева Е.Б, действующая на основании доверенности, указала о несогласии с заключением экспертизы, поскольку экспертом не учтено, что объект оценки находится на первой линии, потому в отношении объектов-аналогов, расположенных на удалении от проезжей части, необходимо было применить корректировку. Изложенное, по мнению заинтересованного лица, привело к занижению стоимости оцениваемого объекта.
Представители административных ответчиков - Управления Росреестра по РБ, Правительства РБ, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом на основании п.4 ст.247 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителей истца и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом при рассмотрении дела установлено, что в собственности ООО "Бест Плюс" находится земельный участок с кадастровым номером "... " площадью 2031 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для многоквартирной застройки, расположенный по адресу: "... ".
Постановлением Правительства Республики Бурятия N2 от 13.01.2016г. утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Бурятия. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " установлена в соответствии с указанным нормативно-правовым актом в размере 75580212,3 руб. по состоянию на 21.06.2018г.
В обоснование необходимости судебной защиты своих прав ООО "Бест плюс" ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, потому должна быть установлена в соответствии с п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка обусловливает крупный размер уплачиваемого земельного налога.
При этом досудебная процедура урегулирования спора была соблюдена: суду представлены сведения о том, что истец обращался с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РБ 12.04.2019г, однако решением от 24.04.2019г. заявление было отклонено.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано разъяснение о том, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии с п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п.п. 1 п.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно ст.24.15 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.19 ФЗ "Об оценочной деятельности" предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (ч.2).
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (ч.3).
Таким образом, в указанных случаях определение кадастровой стоимости производится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, с применением утвержденного среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель (п.2.1.), на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости (п.2.6.).
Дата постановки земельного участка с кадастровым номером "... " на государственный кадастровый учет - 24 февраля 2016г.
Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером "... " осуществлен 21.06.2018г, потому кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на указанную дату.
Согласно ст.11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При подаче иска административный истец представил суду отчет об оценке N21/18-РБ, составленный "... " в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " была определена в размере 14457 000 руб. В связи с возникшими у суда сомнениями в правильности содержащихся в отчете выводов была назначена судебная оценочная экспертиза.
В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы N49/08-19, проведенной "... ", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " по состоянию на 21.06.2018г. составляет 15379 000 руб.
Оценивая заключение экспертизы по правилам ст.ст.82, 84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством, поскольку экспертиза проведена экспертом, имеющим длительный экспертный стаж, специальное образование и квалификацию, являющимся членом Союза "... ", Экспертного совета "... " об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперт предупрежден.
Суд не находит оснований сомневаться в заключении, поскольку при проведении оценки эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, действующих на момент проведения оценки, оно содержит подробное обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы эксперта являются исчерпывающими. При проведении оценки земельного участка корректно подобраны объекты-аналоги, метод оценки, использованы необходимые корректировки.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы, проведенной экспертом "... " об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "... " по состоянию на 21.06.2018г. является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка.
Каких-либо доказательств недостоверности выводов судебной оценочной экспертизы в соответствии со ст.62 КАС РФ лицами, участвующими в деле, не представлено, ходатайства о назначении повторной или дополнительной судебной экспертизы не заявлены.
При этом доводы заинтересованного лица относительно необоснованного отказа эксперта от применения поправочного коэффициента к объекту-аналогу N3 (находящегося на красной линии) в связи с расположением оцениваемого участка на удалении от проезжих частей, подлежат отклонению, так как указанные в справочнике Лейфера Л.А. коэффициенты применяются к коммерческой недвижимости, в данном же случае объектом оценки являлся земельный участок под многоквартирную застройку. Доказательства несоответствия экспертного заключения федеральным стандартам оценки не преставлены.
Поскольку в отношении земельного участка заключением судебной экспертизы определена его рыночная стоимость по состоянию на 21.06.2018г, административное исковое заявление ООО "Бест плюс" подлежит удовлетворению.
Принимая решение об определении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости, суд исходит из стоимости участка, указанной в заключении судебной оценочной экспертизы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "Бест плюс" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " площадью 2 031 кв.м, расположенного по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости по состоянию на 21 июня 2018 года, равной 15379 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 11 октября 2019 года.
Судья: Т.Б. Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.