Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Дорджиева Б.Д,
судей Гонеевой Б.П. и Сидоренко Н.А,
при секретаре Аксеновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайличенко Н.Г, Левчук В.В, Чурюмовой Е.Ю, Бембеева Д.Е. к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Асархиновой К.В, Администрации города Элисты, Саксоновой Е.В. о признании незаконным образования и формирования земельного участка, постановления Мэрии города Элисты Республики Калмыкия, распоряжения Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, признании недействительным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности (ничтожности) сделки по апелляционным жалобам ответчиков Асархиновой К.В. и Саксоновой Е.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 июня 2019 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Дорджиева Б.Д. об обстоятельствах дела, выслушав объяснения представителя ответчика Саксоновой Е.В, поддержавшей доводы апелляционных жалоб, возражения истца Чурюмовой Е.Ю. и представителя истцов Букурова О.В, судебная коллегия
установила:
Михайличенко Н.Г, Левчук В.В, Чурюмова Е.Ю, Бембеев Д.Е. обратились в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что они являются собственниками квартир в многоквартирном домеN *** в *** микрорайоне г..Элисты. Из кадастровой выписки следует, что земельный участок под многоквартирным домом сформирован и поставлен на кадастровый учет 18 июня 2004 года с декларированной площадью 9 375 кв.м. 12 августа 2016 года между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и Асархиновой К.В. заключен договор N 550-2016-д/а аренды земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного на территории г..Элисты, с кадастровым номером***:41, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: ***, предназначенного для индивидуального жилищного строительства. Территория участка Асархиновой К.В. полностью накладывается на придомовую территорию жилого домаN *** в *** микрорайоне г..Элисты. На кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером***:41поставлен 6 июля 2005 года. Земельный участок с кадастровым номером***:4под многоквартирным домом с кадастровым номером***:302(объект капитального строительства (ОКС) поставлен на кадастровый учет 20 ноября 2011 года) сформирован и поставлен на кадастровый учет 18 июня 2004 года, с декларированной площадью 9 375 кв.м. Формирование земельного участка с кадастровым номером***:4произведено ранее, чем постановка на кадастровый учет спорного участка с кадастровым номером***:41. Публичные слушания при подготовке документации по планировке территории микрорайона не проводились. Земельный участок с кадастровым номером***:41незаконно сформирован за счет земли, необходимой для эксплуатации многоквартирного домаN *** в *** микрорайоне г..Элисты.
Незаконное формирование и предоставление земельного участка по адресу: ***,в аренду повлекло фактическое уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, а именно земельного участка, на котором расположена придомовая территория домаN *** в *** микрорайоне г..Элисты. Собственники квартир многоквартирного домаN *** в *** микрорайоне г..Элистыне давали согласие на осуществление действий, фактически влекущих уменьшение размера общего имущества многоквартирного дома, более того, не согласны с образованием какого-либо земельного участка на придомовой территории. Следовательно, Администрация г..Элисты незаконно сформировала спорный земельный участок.
Просили суд признать незаконным формирование земельного участка с кадастровым номером***:41; признать незаконным распоряжение Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 12 августа 2016 года N 1786-р; признать договор аренды от 12 августа 2016 года N 550-2016-д/а, заключенный между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и Асархиновой К.В, недействительным (ничтожным); применить последствия недействительности (ничтожности) сделки путем снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером***:41.
В ходе рассмотрения дела Михайличенко Н.Г, Левчук В.В, Чурюмова Е.Ю, Бембеев Д.Е. исковые требования дополнили, просили суд признать незаконным постановление Мэрии г. Элисты Республики Калмыкия N 764 от 18 июня 2003 года о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства; признать незаконным образование земельного участка с кадастровым номером***:41, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу:***, предназначенного для индивидуального жилищного строительства.
В дальнейшем Михайличенко Н.Г, Левчук В.В, Чурюмова Е.Ю, Бембеев Д.Е. исковые требования дополнили в части обоснования исковых требований, указали, что в соответствии с Генеральным планом г. Элисты, утверждённым в 2010 году, земельный участок с кадастровым номером***:41, площадью 600 кв.м, расположенный по адресу:***, предоставленный Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Асархиновой К.В. для строительства индивидуального жилого дома, находится в зоне многоэтажной жилой застройки.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия 7 июня 2019 года исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным образование и формирование земельного участка с кадастровым номером***:41, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу:***.
Признано незаконным распоряжение Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 12 августа 2016 года N 1786-р.
Признан недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 12 августа 2016 года N 550-2016-д/а, заключенный между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и Асархиновой Кермен Валерьевной.
Применены последствия недействительности (ничтожности) сделки путем снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером***:41, исключены из государственного кадастра недвижимости сведения о координатах и местоположении земельного участка с кадастровым номером***:41.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Асархинова К.В. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что суд не учел и не дал правовую оценку тому, что ранее Элистинским городским судом Республики Калмыкия был рассмотрен спор об определении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***:4, расположенного по адресу: ***, и земельного участка с кадастровым номером ***:41, расположенного по адресу: ***, где факт наложения и пересечения границ указанных земельных участков установлен не был. Считает, что ссылка истцов на то, что земельный участок с кадастровым номером ***:41, расположенный по адресу: ***, сформирован в нарушение требований законодательства, необоснованна ввиду отсутствия у истцов документов по утверждению проекта планировки территории и проекта межевания территории.
В апелляционной жалобе Саксонова Е.В. просит решение суда отменить. Указывает, что 14 мая 2019 года между ней и Асархиновой К.В. заключен договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды спорного земельного участка. О настоящем судебном споре она узнала от Асархиновой К.В. после вынесения судом решения. Считает, что обжалуемое решение нарушает ее процессуальные права, поскольку на момент его вынесения она фактически вступила в права аренды спорного земельного участка. Полагает, что суд в нарушение действующего законодательства неверно определилсостав лиц, участвующих в деле, и не привлек ее к участию в деле по своей инициативе. Указанное нарушение закона возможно устранить при переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 29 августа 2019 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, и привлек к участию в деле в качестве соответчика Саксонову Е.В.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Чурюмова Е.Ю. и представитель истцов Букуров О.В. доводы и требования искового заявления поддержали, относительно доводов апелляционных жалоб возражали.
Ответчик Саксонова Е.В. доводы апелляционных жалобы поддержала, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснила, что согласно заключению эксперта ООО "Лаборатория Судебных Экспертиз по Южному Округу" N 19/0101 от 7 марта 2019 года, которое имеется в материалах гражданского дела N 2-6/2018 по иску Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия к Асархиновой К.В. о признании недействительным договора аренды земельного участка, возложении обязанности освободить земельный участок, не установлен факт наложения и пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами ***:4 и ***:41.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в пределах заявленных требований.
Изучив материалы настоящего дела, проверив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела N ***, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно частям 2, 3 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В силу частей 1, 2, 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Вводного закона). В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В пункте 67 указанного Постановления разъяснено, что, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Согласно пункту 68 названного Постановления собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д. В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка. При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В силу пункта 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Из материалов дела следует, что постановлением Мэрии г. Элисты от 18 июня 2003 года N 764 ФИО предоставлен земельный участок площадью 600 кв.м в аренду сроком 3 года по адресу:***.
В соответствии с договором аренды земельного участка, находящегося на территории Элистинского муниципального образования Республики Калмыкия, предоставленного под строительство, от 18 июня 2003 года арендодатель Мэрия г. Элисты в лице начальника Муниципального учреждения "Кадастровое Бюро г. Элисты Республики Калмыкия" Корнеева К.Д. сдал, а арендатор ФИО приняла на условиях аренды сроком на 3 года с 18 июня 2003 года по 18 июня 2006 года земельный участок с условным кадастровым номером***51, площадью 600 кв.м, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: ***, в границах, указанных на прилагаемом к договору Плане земельного участка.
Заявлений о продлении аренды земельного участка в Администрацию г. Элисты не поступало. Каких-либо объектов на земельном участке ФИО не возведено.
Законом Республики Калмыкия от 20 ноября 2015 года N 147-V-З "О перераспределении полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Элисты Республики Калмыкия" с 1 января 2016 года полномочия по управлению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Элисты Республики Калмыкия, переданы Министерству по земельным и имущественным отношениями Республики Калмыкия.
В газете "Элистинская панорама" от 4 июня 2016 года N 62 (2607) Министерством по земельным и имущественным отношениями Республики Калмыкия опубликовано извещение о возможности предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером***:41, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу:***, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, ранее предоставленного в аренду с кадастровым номером***51.
4 июля 2016 года в Министерство по земельным и имущественным отношениями Республики Калмыкия поступило заявление Асархиновой К.В. о предоставлении спорного земельного участка. Иных заявлений о предоставлении данного земельного участка не поступило.
12 августа 2016 года Министерством по земельным и имущественным отношениями Республики Калмыкия вынесено распоряжение N 1786-р о предоставлении единственному претенденту Асархиновой К.В. земельного участка с кадастровым номером***:41, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу:***, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, в границах, указанных в Кадастровом паспорте земельного участка, сроком на 20 лет.
В этот же день между Министерством по земельным и имущественным отношениями Республики Калмыкия и Асархиновой К.В. заключен договор аренды земельного участка N 550/2016-д/а, зарегистрированный в Едином государственном реестре прав на недвижимость 25 августа 2016 года, по условиям которого арендодатель в лице Министерства по земельным и имущественным отношениями Республики Калмыкия сдал, а арендатор Асархинова К.В. приняла на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером***:41площадью 600 кв.м, расположенный по адресу:***, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, в границах, указанных в Кадастровом паспорте земельного участка, сроком аренды участка устанавливается с 12 августа 2016 года по 11 августа 2036 года. При этом арендатор обязан вносить арендную плату за право пользования земельным участком в размере согласно прилагаемому к договору расчету арендной платы земельного участка (Приложение 1) - 1 073 руб. 10 коп. за квартал (пункт 3.1), использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 5.2.2).
Из пояснений представителя ответчика Асархиновой К.В. - Асархиновой А.Б, данных в судебном заседании суда первой инстанции, и имеющихся в материалах дела фотоснимках следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером***:41 в соответствии с целевым назначением не используется, поскольку ведутся судебные споры.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером***:4 по адресу:***, имеет площадь 9 375 кв.м, расположен на землях населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоэтажное жилищное строительство, дата присвоения кадастрового номера - 18 июня 2004 года. Указанный земельный участок находится в общей долевой собственности собственников помещений данного дома
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером***:41, по адресу:***, имеет площадь 600 кв.м, расположен на землях населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, дата присвоения кадастрового номера - 6 июля 2005 года.
Пунктами 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию земель, утверждённой Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года, предусмотрено, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке. После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (Приложение 3.5).
В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утверждённых руководителем Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 года, положение границ земельного участка на проектном плане подлежит согласованию с правообладателем этого земельного участка и правообладателями смежных земельных участков. Оповещение вышеуказанных лиц о месте и времени согласования проводится в установленном порядке (пункт 10.8). Согласование положения границ земельного участка на проектном плане оформляется актом согласования. Акт подписывается всеми участниками процесса согласования, включая исполнителя работ. Отсутствие на согласовании кого-либо из участников согласования отмечается исполнителем работ в акте (пункт 10.9). Согласование положения границ земельного участка на проектном плане с правообладателями смежных земельных участков не проводится в случаях определения местоположения границ по сведениям государственного земельного кадастра; утвержденным проектам территориального землеустройства и землеустроительным делам; строительным нормам и правилам для объектов, размеры земельных участков под которые определяются исключительно по установленным нормам и правилам (опоры линий электропередачи, нефтепроводы, газопроводы и т.п.). В этих случаях в акте согласования делается ссылка на документ (документы), по которому определялось местоположение границ земельного участка на проектном плане (пункт 10.10). Проектная документация брошюруется в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями. Проект границ земельного участка согласовывается и утверждается в установленном порядке (пункт 10.11).
Согласно пункту 14 Методических рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 17 февраля 2003 года, при определении границ объекта землеустройства на местности, их согласовании и закреплении межевыми знаками рекомендуется принимать во внимание, что определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей (пункт 14.1), при неявке на процедуру согласования границ кого-либо из вышеуказанных лиц или при отказе от участия в процедуре согласования границ (непредставление мотивированного отказа в согласовании границы) в акте согласования границ фиксируется их отсутствие или отказ от участия в процедуре согласования границ, а по границе объекта землеустройства проводится предварительное межевание; в течение тридцати календарных дней этим лицам направляются повторные уведомления с указанием срока явки для согласования или предоставления мотивированного отказа в согласовании границ по результатам предварительного межевания, в случае неявки в течение указанного срока или непредставления мотивированного отказа в согласовании границы, границы объекта землеустройства считаются установленными (пункт 14.3); результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ (пункт 14.4). Согласованные границы объекта землеустройства закрепляются межевыми знаками, фиксирующими на местности местоположение поворотных точек границ объекта землеустройства (пункт 14.6).
Данные о том, что формирование и установление границ спорного земельного участка с кадастровым номером ***:41, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: ***, произведено на местности с соблюдением приведённых требований Инструкции по межеванию земель, Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства и Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, материалы дела не содержат.
Также в материалах дела отсутствует акт результатов установления и согласования границ, подписанный собственниками, владельцами, пользователями смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ, утвержденный комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Элисты.
Согласно заключению судебной экспертизы N 19/0101, проведенной экспертом ООО "Лаборатория Судебных Экспертиз по Южному Округу" Гарницкой Л.А. 7 марта 2019 года в рамках гражданского дела N 2-6/2018 по иску Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия к Асархиновой К.В. о признании недействительным договора аренды земельного участка, возложении обязанности освободить земельный участок, площадь земельного участка с кадастровым номером ***:4, на котором расположен многоквартирный дом по адресу:***,с элементами озеленения и благоустройства и иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объектами, расположенными на указанном земельном участке, составляет 6 808 кв.м, что значительно меньше площади, указанной в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (9 375 кв.м), при этом земельные участки с кадастровыми номерами ***:4и***:41являются смежными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что образование и формирование земельного участка с кадастровым номером***:41, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: ***, является незаконным, а потому исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 5 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Порядок предоставления земельных участков из состава публичных земель для целей индивидуального жилищного строительства предусматривает, что образование и предоставление таких земельных участков осуществляются в соответствии с документами территориального планирования, градостроительного зонирования, документацией по планировке территории (пункт 1 статьи 11.3, пункт 1 статьи 11.9, пункт 2, подпункт 4 пункта 14 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с положениями статьи 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения.
Таким образом, согласно положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Как усматривается из материалов дела, выкопировки из Генерального плана г. Элисты, утвержденного решением Элистинского городского собрания четвертого созыва от 1 июля 2010 года N 1, письменных объяснений начальника отдела по управлению и распоряжению земельными участками по г. Элисте Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Китаева Ю.Д. от 1 октября 2018 года, письма заместителя Главы Администрации г. Элисты Б.Манджиева от 8 февраля 2019 года за исх. N БМ-431/01-22 (дело N ***, т. 2, л.д. 196), в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Элисты, утверждёнными решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 года N 1, земельный участок с кадастровым номером***:41, площадью 600 кв.м, по адресу:***,расположен в зоне жилой застройки первого типа (Ж-1/17) для индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем в соответствии с Генеральным планом г. Элисты указанный земельный участок входил в зону многоэтажной жилой застройки от 5 этажей и выше (ОЖ/01, подзона 1, до 5 этажей).
Согласно карте Правил землепользования и застройки г. Элисты, утвержденных решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 года N 1, земельный участок с кадастровым номером ***:4, площадью 9 375 кв.м, расположенного по адресу: ***, также расположен в зоне многофункциональной застройки (ОЖ/01).
В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Доказательств того, что при предоставлении спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного в соответствии с Генеральным планом г. Элисты на землях, предназначенных для многоэтажной жилой застройки, проводились публичные слушания, ответчиками в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлены.
Таким образом, поскольку на момент издания распоряжения Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 12 августа 2016 года N 1786-р и заключения договора аренды от 12 августа 2016 года N 550-2016-д/а между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и Асархиновой К.В. земельный участок с кадастровым номером***:41, площадью 600 кв.м, по адресу:***,был включен в зону многофункциональной застройки (ОЖ/01, подзона 1, до 5 этажей), у Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия не имелось законных оснований для принятия решения о предоставлении Асархиновой К.В. в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Следовательно, учитывая, что нарушены требования градостроительного законодательства, а также справедливый баланс между общественными интересами и правами частных лиц, исковые требования о признании незаконными оспариваемых распоряжения и договора аренды подлежат удовлетворению.
Довод жалобы Асархиновой К.В. о том, что в соответствии с заключением эксперта ООО "Лаборатория Судебных Экспертиз по Южному Округу" N 19/0101 от 7 марта 2019 года в рамках гражданского дела N *** факт наложения и пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами ***:4 и ***:41 установлен не был, судебной коллегией признается необоснованным, поскольку при составлении указанного заключения Генеральный план г. Элисты, имеющий большую юридическую силу перед Правилами землепользования и застройки г. Элисты, экспертом не исследовался, во внимание не принимался.
Вместе с тем, поскольку постановление Мэрии г. Элисты Республики Калмыкия N 764 от 18 июня 2003 года о предоставлении ФИО в аренду земельного участка с кадастровым номером***51, площадью 600 кв.м, по адресу:***,для индивидуального жилищного строительства фактически прекратило свое действие, так как согласно этому постановлению срок договора аренды был установлен на 3 года, истек в 2006 году и договор аренды Администрацией г. Элисты с ФИО не продлевался, права и законные интересы истцов данным постановлением не нарушаются.
С учетом изложенного исковые требования о признании указанного постановления незаконным удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 166 Гражданского кодекса РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
На основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ" разъяснено, что исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Поскольку распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 12 августа 2016 года и договором аренды от 12 августа 2016 года нарушены приведенные требования закона, затронуты публичные интересы и права истцов, их восстановление возможно лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.
При таких обстоятельствах подлежат удовлетворению требования о применении последствий недействительности (ничтожности) сделки путем снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером***:41, исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о координатах и местоположении земельного участка с кадастровым номером***:41.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 июня 2019 года отменить.
Исковые требования Михайличенко Н.Г, Левчук В.В, Чурюмовой Е.Ю, Бембеева Д.Е. удовлетворить частично.
Признать незаконным образование и формирование земельного участка с кадастровым номером***:41, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу:***.
Признать незаконным распоряжение Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 12 августа 2016 года N 1786-р.
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 12 августа 2016 года N 550-2016-д/а, заключенный между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и Асархиновой К.В.
Применить последствия недействительности (ничтожности) сделки путем снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером***:41, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о координатах и местоположении земельного участка с кадастровым номером***:41.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий
Судьи
Б.Д. Дорджиев
Б.П. Гонеева
Н.А. Сидоренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.