Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова И.В.
судей
Андреевой А.В.
Антакановой Е.В.
при секретаре
Мучкаевой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1585/2019 по иску Хана Григория к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия", Бюджетному учреждению Республики Калмыкия "Городская поликлиника" г. Элиста о признании незаконной в части программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве
по апелляционной жалобе представителя истца Хана Григория - Болдырева М.П. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Андреевой А.В, объяснения представителя истца Болдырева М.П, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей ответчиков Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия" Цедеева Ч.В, Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Городская поликлиника" г. Элиста Петяевой З.Ю, судебная коллегия
установила:
Хан Григорий обратился в суд с иском, с учетом уточнений, к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия" (далее - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия"), Бюджетному учреждению Республики Калмыкия "Городская поликлиника" г. Элиста (далее - БУ РК "Городская поликлиника" г. Элиста) о признании незаконной в части программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве.
В обоснование заявленных требований указал, что вследствие производственной травмы ему установлена инвалидность II группы с диагнозом - "... ".
По программе реабилитации, утвержденной "... " г. филиалом N 3 Главного бюро Медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия, к акту освидетельствования N "... " разработаны реабилитационные мероприятия по обеспечению "... ".
"... " г. решением бюро медико-социальной экспертизы N 1 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия" реабилитационные мероприятия по обеспечению "... " были исключены.
Данные действия являются незаконными, поскольку ухудшают положение инвалида по сравнению с прежней программой реабилитации от 2010 г.
Просил признать незаконным указанное решение бюро медико-социальной экспертизы N 1 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия" в части исключения названных реабилитационных мероприятий.
В судебное заседание истец Хан Григорий, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, его представитель Болдырев М.П. иск просил удовлетворить.
Представители ответчиков ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия" Цедеев Ч.В, БУ РК "Городская поликлиника" г. Элиста Кутурова А.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 июля 2019 г. в удовлетворении иска Хана Григория о признании незаконной в части программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Хана Григория - Болдырев М.П. просил решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска по доводам, изложенным в исковом заявлении. Указал, что заключение врачебной комиссии основанием получения лекарственных средств и иных средств по Фонду социального страхования не является, таким основанием является программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве. Врачебная комиссия БУ РК "Городская поликлиника" г. Элиста при вынесении заключения действовала с нарушением статей 7, 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", что остались без внимания суда первой инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Хан Григорий, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия признала возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с частью 1 статьи 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что оспариваемая Ханом Григорием программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания составлена в строгом соответствии с заключением клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения и направлением на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных данным федеральным законом случаях.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая на: медицинскую помощь; приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий; санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях); изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов; обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт; обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению (подпункт 3 пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).
Пунктом 3 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789, предусмотрено, что одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.
Согласно пункту 21 указанных Правил заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. В программе реабилитации пострадавшего определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.
В силу статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ к мерам социальной поддержки инвалидов относится реабилитация инвалидов, под которой понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности, одним из основных направлений реабилитации является медицинская реабилитация, которая предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.
Под индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида понимается комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (статья 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ предусмотрено, что если застрахованный одновременно имеет право на бесплатное или льготное получение одних и тех же видов помощи, обеспечения или ухода в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, ему предоставляется право выбора соответствующего вида помощи, обеспечения или ухода по одному основанию.
Как следует из указанных норм права в их взаимосвязи, пострадавшему вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности и одновременно он признается инвалидом, следовательно, с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, "... " г. Хан Григорий в период осуществления трудовой деятельности получил производственную травму - "... ".
"... " г. установлена инвалидность III группы по трудовому увечью, степень утраты трудоспособности - "... "%, экспертный диагноз - "... ".
В "... " г. установлена инвалидность III группы по общему заболеванию, степень утраты трудоспособности - ".."%, экспертный диагноз - "... ".
В "... " г. установлена инвалидность II группы по общему заболеванию без срока переосвидетельствования, "... " г. установлена бессрочно II группа инвалидности в связи с производственной травмой с третьей степенью утраты трудоспособности, экспертный диагноз - "... ".
По программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (карта N "... " к акту освидетельствования N "... " от "... " г.), Хан Григорий нуждается в обеспечении "... ".
Индивидуальной программой реабилитации инвалида (карта N "... " к акту освидетельствования N "... " от "... " г.), Хану Григорию разработаны мероприятия медицинской реабилитации: "... ". Индивидуальная программа реабилитации инвалида в очередную дату переосвидетельствования не подлежит.
По заключению врачебной комиссии БУ РК "Городская поликлиника" г. Элиста N "... " от "... " г. Хан Григорий в порядке реабилитации нуждается в обеспечении лекарственными средствами - "... ".
"... " г. решением медико-социальной экспертизы (акт освидетельствования N "... ") разработана программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в частности "... " в период с "... " г. по "... " г.:
Таким образом, Хану Григорию, как лицу, пострадавшему вследствие несчастного случая на производстве и инвалиду по общему заболеванию разработаны программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида.
Вместе с тем, по смыслу статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ назначение одних и тех же форм и объемов реабилитации (дублирование) в случаях одновременной разработки названных программ не допускается.
Учитывая изложенное, ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия" обосновано не включило в оспариваемую программу реабилитации мероприятия по обеспечению "... ", поскольку данными формами и объемами реабилитации истец обеспечен в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденная постановлением Минтрудсоцразвития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56, подлежит заполнению в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденной постановлением Минтрудсоцразвития Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 5.
Согласно пунктам 6.1.3, 6.1.4, 6.1.6 указанной Инструкции записи в разделы "Лекарственные средства", "Изделия медицинского назначения", "Санаторно - курортное лечение" делаются с учетом аналогичного заключения КЭК (клинико-экспертная комиссия лечебно - профилактического учреждения).
Как установлено судом, реабилитационные мероприятия в оспариваемой программе пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания разработаны с учетом заключения врачебной комиссии БУ РК "Городская поликлиника" г. Элиста N "... " от "... " г.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно пришел к выводу о том, что форма программы реабилитации заполнена в соответствии с указанной Инструкцией и на основании заключения клинико-экспертной комиссии лечебно - профилактического учреждения.
Доводы жалобы об отмене судебного решения ввиду нарушения врачебной комиссией положений статей 7, 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, подлежат отклонении, поскольку названные статьи раскрывают понятие медико-социальной экспертизы и порядок организации, деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, и не регулируют деятельность врачебных комиссий лечебно - профилактических учреждений.
Судебная коллегия признает несостоятельными доводы жалобы об ухудшении обеспечения инвалида средствами реабилитации в сравнении с программой реабилитации от "... " г.
Программа реабилитации от "... " г. разработана с учетом заключения врачебной комиссии N "... " от "... " г. и индивидуальной программы реабилитации инвалида от "... " г, при этом назначение одних и тех же форм и объемов реабилитации не допускается.
Иных доводов, заслуживающих внимания и свидетельствующих о неправильном разрешении судом возникшего спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 июля 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий И.В. Басангов
Судьи А.В. Андреева
Е.В. Антаканова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.