Дата вступления в законную силу - 25 июля 2019 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего - судьи Сангаджиевой Б.Т.
при секретаре Манжиковой А.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зухайраева Усмана Геланиевича к Правительству Республики Калмыкия, Министерству по земельным и имущественным отношениям РК и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимого имущества,
установил:
Зухайраев У.Г. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером *** относящегося к землям населенных пунктов и предназначенного для размещения маслозавода, общей площадью *** кв.м. и нежилого здания с кадастровым номером *** общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***. Кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года N 518, составила *** руб. *** коп, а кадастровая стоимость здания, утвержденная приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия -*** руб. *** коп, что, по мнению истца, существенно превышает их рыночную стоимость. Учитывая, что завышенная кадастровая стоимость недвижимости влечет необоснованное увеличение налоговых обязательств, просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года в размере его рыночной стоимости, равной 2 094 000 руб, а *** нежилого здания -*** руб. по состоянию на 11 ноября 2014 года.
Административный истец представители ответчиков - Правительства Республики Калмыкия, Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, не сообщив о причинах неявки и не представив возражений по поводу заявленных исковых требований.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства РФ и части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц.
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
В силу статьи 401 НК РФ объектами налогообложения для физических лиц признаются иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется, исходя из их кадастровой стоимости.
Из представленного суду договора купли-продажи недвижимости от 2 мая 2017 года следует, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером *** относящегося к землям населенных пунктов и предназначенного для размещения маслозавода, общей площадью *** кв.м. и нежилого здания с кадастровым номером *** общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, что подтверждается записями о государственной регистрации права собственности, произведенной 5 мая 2017 года.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога и налога на имущество физических лиц, несоответствие внесенной в государственный кадастр кадастровой стоимости недвижимости ее рыночной стоимости нарушает права собственника таких объектов.
Следовательно, административный истец, как собственник земельного участка и здания, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании их кадастровой стоимости.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи, когда при определении рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, то есть действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Согласно п. 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 N 508 (в редакции приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 388) кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (ФСО N 4).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия N 518 от 24 декабря 2012 г. "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Калмыкия, состоящих на кадастровом учете на 01 июня 2012 г.
После указанной даты очередная государственная кадастровая оценка земель на территории Республики Калмыкия до настоящего времени не проводилась.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости недвижимости, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Калмыкия" 16 мая 2019 года за *** кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01 января 2013 года составила *** руб. *** коп.
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 г. *** утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Республики Калмыкия.
После указанной даты очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Республики Калмыкия до настоящего времени также не проводилась.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, собственником которого является административный истец, определены по состоянию на 11 ноября 2014 года и внесены в реестр объектов недвижимости 26 июня 2015 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16 мая 2019 года ***.
Не согласившись с размером установленной кадастровой стоимости, административный истец обратился к оценщику Д. за проведением оценки рыночной стоимости недвижимости.
Согласно отчетам *** от 27 мая 2019 года и *** от 24 мая 2019г, составленному Д. (включен в реестр некоммерческого партнерства "Сообщество специалистов-оценщиков СМАО" 30 мая 2013 года под регистрационным ***, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по оценке недвижимости *** от 14 февраля 2018 года, выданный ФБУ "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров"), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***по состоянию на 01 января 2013 г. составила ***рублей, а нежилого здания с кадастровым номером ***- *** рублей по состоянию на 11 ноября 2014 года.
Изучив отчеты об оценке, суд приходит к выводу, что они являются достоверными и в целом соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Представленные истцом отчеты, составленные оценщиком Д, подготовлены лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследований, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчеты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, содержащих их количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов оценщиком отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.
Административные ответчики и заинтересованное лицо, ознакомленные с представленными административным истцом результатами оценки, в ходе судебного разбирательства по делу не представили доказательств, опровергающих указанные величины их рыночной стоимости, и не оспаривали результаты проведенной истцом оценки, а также не заявляли ходатайство о назначении по делу экспертизы.
Учитывая изложенное, суд признает административное исковое заявление Зухайраева У.Г. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01 января 2013 года равной ***. и нежилого здания с кадастровым номером *** по состоянию на 11 ноября 2014 года, подлежащим удовлетворению.
Согласно абзацу 5 статьи 24.20 закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный реестр недвижимости.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Принимая во внимание, что Зухайраев У.Г. обратился в суд 29 мая 2019 года, днем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать эту дату.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Исковые требования Зухайраева Усмана Геланиевича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** относящегося к землям населенных пунктов и предназначенного для размещения маслозавода, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу:***, в размере его рыночной стоимости, составляющей *** рублей по состоянию на 01 января 2013 года на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу:***, в размере его рыночной стоимости, составляющей *** рублей по состоянию на 11 ноября 2014 года на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи Зухайраевым Усманом Геланиевичем административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 мая 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию Верховного суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Сангаджиева Б.Т.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.