Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Литовкин В.В., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектора Республики Калмыкия по использованию и охране земель Дарбакова Ч.И. на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 апреля 2019 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 10 июня 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Редьки В.Н.,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Калмыкия по использованию и охране земель Дарбакова Ч.И. от 21 ноября 2018 г. Редька В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 декабря 2018 г. вышеуказанное постановление отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение должностному лицу административного органа.
Решением судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 6 марта 2019 г. указанное судебное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 апреля 2019 г. постановление заместителя главного государственного инспектора по Республике Калмыкия по использованию и охране земель от 21 ноября 2018 г. отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решением судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 10 июня 2019 г. решение судьи городского суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, заместитель главного государственного инспектора Республики Калмыкия по использованию и охране земель Дарбаков Ч.И. просит отменить судебные решения от 23 апреля 2019 г. и 10 июня 2019 г, постановление о назначении административного наказания от 21 ноября 2018 г. оставить без изменения. В обоснование доводов жалобы указывает, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужили поступившие из прокуратуры Республики Калмыкия материалы, указывающие на наличие события административного правонарушения, что согласуется с положениями пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ и исключает принятие решения о проведении внеплановой проверки в форме распоряжения.
В письменных возражениях Редька В.Н. просил оставить обжалуемые судебные решения без изменения, жалобу должностного лица административного органа - без удовлетворения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Как усматривается из материалов дела, 26 октября 2018 г. в прокуратуру г. Элисты поступило заявление Т. о самовольном захвате Редькой В.Н. принадлежащего ей земельного участка, установлении последним забора, бетонных плит, транспортировочного контейнера, препятствующих пользованию земельным участком.
30 октября 2018 г. данное обращение на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направлено для рассмотрения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее - Управление Росреестра по Республике Калмыкия).
По указанному заявлению заместителем главного государственного инспектора Республики Калмыкия по использованию и охране земель Дарбаковым Ч.И. проведена проверка, в ходе которой установлено, что Редьке В.Н. принадлежат на праве собственности два земельных участка, расположенные по адресу: (данные изъяты), с кадастровыми номерами (данные изъяты), площадью 633 кв.м, и (данные изъяты), площадью 290 кв.м. Земельные участки образуют единое пространство. Площадь и размеры земельных участков не соответствуют сведениям, указанным в правоустанавливающих документах. Фактическая площадь по результатам обмера земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты) составляет 698,07 кв.м. Причиной указанного явилось самовольное занятие последним земельного участка с кадастровым номером (данные изъяты), расположенного по адресу: (данные изъяты), принадлежащего на праве собственности Т. Общая площадь самовольного занятия земельного участка составляет 65,07 кв.м.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 21 ноября 2018 г. должностным лицом административного органа в отношении Редьки В.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ, а в последующем последний привлечен к административной ответственности, установленной указанной нормой.
Отменяя постановление должностного лица административного органа от 21 ноября 2018 г. и прекращая производство по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, судья городского суда исходил из того, что должностное лицо, действуя в рамках осуществления государственного земельного надзора за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, и осуществляя указанные проверочные мероприятия в виде осмотра и обмера земельного участка, принадлежащего Редьке В.Н, фактически провело в отношении гражданина внеплановую выездную проверку по обращению Т. о нарушении ее имущественных прав.
С такими выводами следует согласиться.
В силу требований частей 1 и 2 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1, частью 1 статьи 23.21 КоАП РФ, Управление Росреестра по Республике Калмыкия, являясь территориальным органом Росреестра, наделено полномочиями по осуществлению государственного земельного надзора за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
В пунктах 6, 11 Положения о государственном земельном надзоре указано, что в рамках государственного земельного надзора осуществляются: организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения, в том числе гражданами, требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (далее - плановые и внеплановые проверки).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации внеплановые проверки соблюдения, в том числе гражданами, в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случае поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
Порядок проведения внеплановых проверок, сроки и последовательность административных процедур (действий) урегулированы Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. N 486 (далее - Административный регламент).
Предметом внеплановой проверки является проведение мероприятий по предотвращению нарушений имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц и граждан; проведение внеплановых проверок включает в себя следующие административные действия: принятие решения о проведении проверки; подготовка к проверке; проведение проверки; подготовка акта проверки. Юридическим фактом - основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является, в том числе, мотивированное представление должностного лица Росреестра (территориального органа) по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Росреестр (территориальный орган) обращений и заявлений граждан о нарушении имущественных прав граждан; решение о поведении внеплановой проверки выносится руководителем (заместителем руководителя) Росреестра (территориального органа) в форме распоряжения о проведении внеплановой проверки (пункты 62, 63, 64, 67 Административного регламента).
О проведении внеплановой проверки гражданин уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты гражданина, если такой адрес содержится в Едином государственном реестре недвижимости, либо ранее был представлен в Росреестр (территориальный орган) лицом, в отношении которого проводится проверка (пункт 68 Административного регламента).
Согласно пункту 69 Административного регламента внеплановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки.
Юридическим фактом - основанием для начала подготовки к внеплановой проверке является распоряжение о проведении проверки (пункт 71).
По результатам внеплановой проверки должностным лицом Росреестра (территориального органа), проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах. В случае проведения проверки на нескольких земельных участках, принадлежащих и (или) используемых лицом, в отношении которого проводится проверка, составляется один акт, в котором указываются установленные сведения отдельно по каждому земельному участку (пункт 79 Административного регламента).
К акту проверки прилагаются объяснения проверяемого лица (его представителя), на которого возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений (в случае выявления нарушений), и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (пункт 82 Административного регламента).
Анализ имеющихся в деле доказательств позволяет прийти к выводу о том, что, осуществляя проверочные мероприятия в виде осмотра и обмера земельного участка, принадлежащего Редьке В.Н, должностное лицо, действуя в рамках осуществления государственного земельного надзора, фактически провело в отношении последнего внеплановую выездную проверку по обращению Т. о нарушении ее имущественных прав.
Между тем в нарушение требований пунктов 10, 67 Административного регламента соответствующее распоряжение уполномоченного лица о проведении внеплановой выездной проверки, представляющее собой мотивированное представление должностного лица по результатам рассмотрения поступившего заявления Т. о нарушении ее имущественных прав, не издавалось.
В нарушение пункта 68 Административного регламента Редька А.Н, в отношении которого проводилась внеплановая проверка, не был уведомлен должностным лицом, проводившим проверку, в установленные законом сроки о проведении такой проверки, ему не было предъявлено вышеуказанное распоряжение, в связи с чем он не присутствовал при вышеуказанных проверочных мероприятиях в виде осмотра и обмера должностным лицом принадлежащих ему земельных участков.
В нарушение пункта 79 Административного регламента по результатам внеплановой проверки должностным лицом Росреестра (территориального органа), не был составлен акт проверки, отсутствуют объяснения Редьки В.Н.
Таким образом, должностным лицом органа государственного земельного надзора контрольные мероприятия осуществлены с нарушением законодательства о государственном земельном надзоре, без соблюдения прав и законных интересов Редьки В.Н.
Частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ определено, что использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона не допускается.
Учитывая названные требования закона, схематический чертеж и обмер земельного участка, расположенного по адресу: (данные изъяты), принадлежащего Редьке В.Н, правомерно признаны недопустимыми доказательствами. Иных объективных доказательств вины Редьки В.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, по делу не имеется.
Доводы жалобы о наличии сведений о признаках правонарушения в поступивших из прокуратуры г. Элисты материалах и ссылка при этом на пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ являются несостоятельными.
Заявление Т. направлено прокуратурой г. Элисты в Управление Росреестра по Республике Калмыкия, которое наделено полномочиями по осуществлению государственного земельного надзора за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в порядке части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Поступившие из прокуратуры г. Элисты материалы не содержат достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Следовательно, заявление Тутиновой Н.А. являлось основанием для принятия руководителем территориального органа Росреестра решения о проведении внеплановой проверки в форме распоряжения.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод нижестоящих инстанций о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 КоАП РФ, заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия
постановил:
решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 апреля 2019 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 10 июня 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.1 КоАП РФ, в отношении Редьки В.Н. оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора Республики Калмыкия по использованию и охране земель Дарбакова Ч.И. - без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Калмыкия В.В.Литовкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.