Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99000058-2 "О федеральных энергетических системах"
Проект федерального закона "О федеральных энергетических системах" разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 426 "Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий".
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральные энергетические системы.
Однако, в Конституции Российской Федерации это понятие не раскрыто. В связи с чем возникают различные подходы к определению понятия "федеральные энергетические системы" и делаются попытки его трактовки исходя из групповых интересов заинтересованных субъектов. В основу таких определений закладываются или технологическая общность, или форма собственности, или то и другое с учетом региональных интересов. При этом, как правило, не учитываются общенациональные, федеральные интересы и, прежде всего, интересы энергетической безопасности государства, а также отдельных групп потребителей топливно-энергетических ресурсов.
Федеральные энергетические системы должны рассматриваться прежде всего как важнейший фактор обеспечения экономической, в том числе энергетической безопасности государства, укрепления экономической и политической интеграции страны.
Целью проекта федерального закона "О федеральных энергетических системах" является определение федеральных энергетических систем и установление полномочий федеральных органов государственной власти в области правового регулирования их деятельности.
Законопроект состоит из 11 статей.
Статья 1. определяет федеральные энергетические системы как расположенные на территории Российской Федерации производственные объекты топливно-энергетического комплекса, предназначенные для производства (добычи, переработки), транспортировки (передачи), хранения, распределения и поставки (потребления) энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа, нефти, нефтепродуктов и угля), осуществляемых субъектами права на основании и в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственными стандартами Российской Федерации и эталонами.
Наряду с общим определением федеральных энергетических систем в статьях 2-5 законопроекта даны частные определения каждой из этих систем:
федеральной электроэнергетической системы;
федеральной системы газоснабжения;
федеральных систем нефтеобеспечения и нефтепродуктообеспечения;
федеральной системы углеснабжения.
Общие и частные определения федеральных энергетических систем носят правовой характер и не являются синонимами таких технологических понятий как Единая энергетическая система России, Единая система газоснабжения, системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, угольная промышленность.
Статья 6. определяет, что реализация данного федерального закона не затрагивает законные интересы субъектов Российской Федерации и собственников объектов, входящих в федеральные энергетические системы, и не требует материальных и иных затрат.
Статьи 7 и 8 определяют цели правового регулирования в сфере функционирования федеральных энергетических систем, которыми являются:
обеспечение энергетической безопасности и независимости Российской. Федерации;
проведение экономически эффективной энергетической политики, обеспечивающей соблюдение баланса общегосударственных интересов Российской Федерации и интересов субъектов Российской Федерации потребителей энергетической продукции и организаций, являющихся собственниками объектов федеральных энергетических систем, при сохранении единства и роли федеральных энергетических систем как одного из важнейших факторов укрепления экономической и политической интеграции страны;
участие субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и собственников объектов федеральных энергетических систем в обеспечении функционирования и развития федеральных энергетических систем;
формирование и развитие общероссийского оптового рынка энергетических ресурсов;
обеспечение надежного энергоснабжения потребителей в Российской Федерации и выполнения внешнеторговых обязательств по экспортным поставкам.
Статья 9. устанавливает, что полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере функционирования федеральных энергетических систем определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Статья 10. содержит норму о вступлении Закона в силу.
Статья 11. определяет срок для приведения нормативных правовых актов в соответствие с законопроектом.
Предлагаемый проект федерального закона не требует увеличения численности аппарата федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований.
Принятие законопроекта упорядочит законодательство Российской Федерации и укрепит правовую основу уже принятых федеральных законов, в том числе таких как "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и "О естественных монополиях", а также деятельности федеральных органов государственной власти в осуществлении правового и нормативного регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.