Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Машковой Л.Г,
судей Литвиновой М.В, Шмидт Т.Е,
при секретаре Кузнецовой Н.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кудряшовой Л.Н, о признании незаконным распоряжения председателя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области об отказе в заключении соглашения о перераспределении находящегося в государственной (муниципальной) собственности земельного участка, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по апелляционной жалобе представителя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 19 июля 2019 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Машковой Л.Г, объяснения представителя административного ответчика - комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области Щербакова А.С, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Кудряшовой Л.Н. - Филиной О.А, просившей решение суда оставить без изменения, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Кудряшова Л.Н. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным распоряжение председателя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 24 апреля 2019 года об отказе в заключении соглашения о перераспределении находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 100 кв.м. с местоположением: "адрес", "адрес"", район участка N, и находящегося в собственности Кудряшовой Л.Н. земельного участка площадью 425 кв.м. с кадастровым номером N с местоположением: "адрес", СНТ "адрес" участок N, и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории "адрес"".
В обоснование требований Кудряшова Л.Н. указала, что она является членом СНТ "Колокольчик". На основании протокола общего собрания СНТ "Колокольчик" ей был выделен в пользование земельный участок площадью 425 кв.м. расположенный по адресу: "адрес", "адрес"". В соответствии с постановлением администрации Энгельсского муниципального района N 5504 от 01 ноября 2017 года данный земельный участок предоставлен ей в собственность. Кудряшова Л.Н. обратилась в администрацию Энгельсского муниципального района с заявлением о перераспределении находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 100 кв.м, примыкающего к принадлежащему ей на праве собственности земельному участку, и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Оспариваемым распоряжением комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района административному истцу отказано в удовлетворении ее заявления по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ: образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Утвержденного проекта межевания территории СНТ "Колокольчик" не имеется.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 19 июля 2019 года удовлетворены административные исковые требования. Признано незаконным и отменено распоряжение председателя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 24 апреля 2019 года N 224-р об отказе Кудряшовой Л.Н. в заключении соглашения о перераспределении находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 100 кв.м. с местоположением: "адрес", "адрес"", район участка N, и находящегося в собственности Кудряшовой Л.Н. земельного участка площадью 425 кв.м. с кадастровым номером N с местоположением: "адрес", "адрес"", участок N. На комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области возложена обязанность в установленный срок повторно рассмотреть по существу заявление Кудряшовой Л.Н. о заключении соглашения о перераспределении находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 100 кв.м. с местоположением: "адрес", "адрес"", район участка N.
В апелляционной жалобе представитель комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в основу отказа в удовлетворении заявления Кудряшовой Л.Н. положены основания, которые предусмотрены земельным законодательством, а именно отсутствие утвержденного проекта межевания, в связи с чем решение суда является незаконным, необоснованным, вследствие чего подлежащим отмене. Указывает, что законом предусмотрено однократное предоставление земельного участка в собственность бесплатно и Кудряшова Л.Н. уже воспользовалась правом на первичное бесплатное предоставление земельного участка.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Филина О.А. находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными и просит решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки в суд не известили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)), выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из материалов дела, СНТ " "данные изъяты"" образовано и зарегистрировано 23 марта 1988 года с наделением его земельным участком площадью 3,6 гектара земли для строительства и организации садоводческого товарищества, что подтверждено государственным актом на право пользования землей и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Кудряшова Л.Н. с 28 октября 2006 года является членом СНТ " "адрес"" и ей в пользование выделен земельный участок площадью 425 кв.м. с кадастровым номером N с местоположением: "адрес"", участок N N.
В соответствии с постановлением администрации Энгельсского муниципального района N 5504 от 01 ноября 2017 года данный земельный участок с разрешенным видом использования "для ведения садоводства" предоставлен Кудряшовой Л.Н. в собственность.
Кудряшова Л.Н. обратилась с заявлением в администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области, содержащим просьбу заключить соглашение о перераспределении находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 100 кв.м. с местоположением: "адрес", СНТ "адрес"", район участка N, и находящегося в ее собственности земельного участка площадью 425 кв.м. с кадастровым номером N местоположением: "адрес", СНТ " "адрес" участок N, а также утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Распоряжением председателя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 24 апреля 2019 года N 224-р Кудряшовой Л.Н. отказано в удовлетворении ее заявления по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ: образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика, основанием к отказу явилось отсутствие утвержденного проекта межевания территории СНТ "Колокольчик".
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что распоряжение председателя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 24 апреля 2019 года N 224-р не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку отсутствие проекта межевания территории дачного товарищества не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка, в связи с чем нарушает права административного истца.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, предусмотрены статьей 39.20 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 названной статьи. В частности, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам (подпункт 2 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ).
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1 и 3 статьи 11.7 ЗК РФ земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и с земельными участками, находящимися в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 названного Кодекса.
Таким образом, нормы главы V.4 ЗК РФ (статьи 39.27 - 39.29 ЗК РФ) являются специальными по отношению к положениям статьи 11.3 ЗК РФ и подлежат применению в рассматриваемом деле.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.28 ЗК РФ).
Пунктами 9 и 14 статьи 39.28 ЗК РФ предусмотрен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Из смысла вышеприведенных норм права следует, что для оформления прав на земельный участок, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного дачному некоммерческому объединению граждан, необходимо использовать, в том числе проект межевания территории или, учитывая положения статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, проект организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения граждан, а при отсутствии названных документов до 31 декабря 2020 года с учетом условий пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" может быть использована также указанная в пункте 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ и пункте 4 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином и утвержденная уполномоченным органом.
Таким образом, отсутствие проекта организации и застройки территории дачного товарищества, а также проекта межевания территории дачного товарищества не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела; закон, регулирующий спорные отношения; выводы суда, изложенные в решении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, в связи с чем предусмотренных законом оснований для отмены или изменения судебного решения судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда первой инстанции не содержат, по существу выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств и основаны на неправильном толковании норм материального права.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 19 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.