Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Потапченко И.Н,
судей Коробенко Э.В, Патланя В.А,
при секретаре судебного заседания Иванец М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 10 июля 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований полковника запаса Овчарова Николая Ивановича об оспаривании действий командиров войсковых частей N и N, связанных с порядком увольнения истца с военной службы, исключения из списков личного состава воинской части и выплатой денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха, а также бездействие Управления капитального строительства и Финансово-экономического управления 7 Службы ФСБ России, командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанные с непредоставлением жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения гарнизонного военного суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, объяснения представителя административных ответчиков - Дубровина Р.П, возражавшего против удовлетворения жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции Тена С.В, предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Овчаров Н.И. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными:
- приказ командира войсковой части N от 8 июня 2016 г. N 385-лс о досрочном увольнении его с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе;
- приказ командира войсковой части N от 3 августа 2016 г. N 156-лс об исключении его из списка личного состава воинской части с 14 сентября 2016 г.
Кроме того, административный истец просил суд обязать административных ответчиков отменить оспоренные им приказы об увольнении с военной службы и исключении из списка личного состава воинской части, восстановить его на военной службе в ранее занимаемой должности, обеспечить положенными видами довольствия, выплатить субсидию на приобретение жилого помещения и денежную компенсацию за неиспользованные сутки отдыха с 1 января 2013 г. по дату его увольнения с военной службы, а также взыскать в его пользу денежные средства в счёт компенсации морального вреда и возместить судебные расходы по делу.
Решением суда в удовлетворении требований о признании незаконными приказа командира войсковой части N от 8 июня 2016 г. N 385-лс о досрочном увольнении его с военной службы и приказа командира войсковой части N от 3 августа 2016 г. N 156-лс об исключении его из списка личного состава воинской части, а также о выплате компенсации за неиспользованные сутки отдыха отказано в связи с пропуском срока обращения в суд, а в остальных требованиях - ввиду их необоснованности.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, приводит отдельные положения законодательных актов, регулирующих спорные правоотношения, считает, что он не подлежал увольнению с военной службы и исключению из списка личного состава воинской части, поскольку согласие на это без обеспечения жилым помещением не давал. При этом он вправе быть обеспеченным жилым помещением по избранному месту жительства.
Овчаров Н.И. утверждает, что он обращался к командованию с рапортом от 25 июля 2016 г. N 2601 по вопросу предоставления дополнительных суток отдыха за 2014-2016 года, однако ему был дан ответ об их предоставлении, что не соответствует действительности.
Далее административный истец указывает в жалобе на то, что после его исключения из списка личного состава воинской части он выехал в Курскую область, к месту жительства отца супруги, которому требовался постоянный уход, поэтому предусмотренный статьей 219 КАС Российской Федерации срок пропущен им по уважительной причине, а вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований по данному основанию является необоснованным.
По мнению Овчарова Н.И, уважительной причиной пропуска процессуального срока также является его обращения к Директору ФСБ России, руководителю Пограничной службы ФСБ России и в Администрацию Президента Российской Федерации по вопросу обеспечения его жильём.
В возражениях на апелляционную жалобу представители административных ответчиков и помощник военного прокурора Владикавказского гарнизона просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 219 КАС Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск срока обращения в суд без уважительных причин является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу части 11 ст. 226 КАС Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
На основании пункта 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы все необходимые расчеты с военнослужащим производятся до исключения из списков личного состава воинской части.
Следовательно, после издания приказа об исключении из списков личного состава воинской части военнослужащий вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий командования, связанных с порядком обеспечения денежным довольствием и иными выплатами, в установленный процессуальным законом трехмесячный срок.
В суде первой инстанции Овчаров Н.И. пояснил, что с приказом командира войсковой части N от 8 июня 2016 г. N 385-лс о досрочном увольнении с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе он ознакомился в июле 2016 года, а с приказом командира войсковой части N от 3 августа 2016 г. N 156-лс об исключении из списков личного состава воинской части с 14 сентября 2016 г. - 13 сентября 2016 г.
В связи с этим суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что обращение Овчарова Н.И. 11 июня 2019 г. в гарнизонный военный суд с требованиями о признании незаконными вышеуказанных приказов, а также о выплате компенсации за неиспользованные сутки отдыха, имело место с пропуском установленного статьёй 219 КАС Российской Федерации трёхмесячного срока.
Суд первой инстанции выяснил наличие причин пропуска срока, которые могли быть признаны уважительными, и, установив их отсутствие, правомерно отказал в удовлетворении указанного требования по причине пропуска этого срока, так как его пропуск согласно части 8 ст. 219 КАС Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа судом в удовлетворении требований.
Из разъяснений, данных в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 29, следует, что в отношении физических лиц, участвующих в деле, к уважительным причинам пропуска срока могут относиться тяжелая болезнь, беспомощное состояние, иные относящиеся к личности заявителя обстоятельства, а также другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться в суд.
Такие причины пропуска данного срока, которые могли бы относится непосредственно к личности истца и исключали бы возможность своевременного обращения его в суд, не установлены, не приведены они и в апелляционной жалобе.
Выезд в Курскую область для оказания помощи отцу супруги и пребывание там, не исключали своевременное обращение в суд, в том числе с использованием средств связи либо через представителя. Однако этого истцом сделано не было.
Что же касается обращения истца к командованию по вопросу предоставления дополнительных суток отдыха за 2014-2016 года, то это обстоятельство не свидетельствует о соблюдении им указанного срока, поскольку такое обращение, в силу положений статьи 219 КАС Российской Федерации не приостанавливает течение срока и не является основанием для признания уважительными причин его пропуска.
Кроме того, обращения истца в различные государственные органы с целью разрешения вопроса об обеспечении жильём во внесудебном порядке также не могут быть признаны обстоятельствами, влияющими на течение указанного срока, поскольку ответы на обращения получены истцом в 2016 году.
Исходя из положений части 5 ст. 138, части 5 ст. 180 и части 8 ст. 219 КАС Российской Федерации, при установлении факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным исковым заявлением в его удовлетворении отказывается без исследования фактических обстоятельств по делу и в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Поэтому у суда апелляционной инстанций отсутствуют основания для рассмотрения и оценки доводов жалобы, касающихся существа заявленных требований в этой части.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (часть 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей, утвержденного приказом ФСБ России от 15 октября 2014 г. N 587, прямо предусмотрено, что после получения органом безопасности лимитов бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии жилищная комиссия осуществляет проверку учетных дел военнослужащих, которым в соответствии с очередностью и объемом доведенных лимитов бюджетных обязательств должна быть предоставлена жилищная субсидия.
Анализ приведённых выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.
По делу установлено, что решением жилищной комиссии войсковой части N (протокол от 20 ноября 2015 г. N 12) Овчаров Н.И. и члены его семьи (всего 4 человека) признаны в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по социальному найму в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г. Москве.
3 августа 2018 г. истцу распределена соответствующая нормам предоставления квартира в г. Москве, от которой он отказался.
В связи с этим 30 августа 2018 г. жилищная комиссия войсковой части N приняла решение об изменении формы обеспечения Овчарова Н.И. жилым помещением в виде предоставления ему жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно сообщению начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Северная Осетия - Алания (командира войсковой части N) от 4 марта 2019 г. N 21/309/6/3-252, им в адрес заместителя руководителя Службы - начальника Управления капитального строительства 7 Службы ФСБ России направлено сообщение с предложением на получение денежных средств на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и списки лиц, имеющих право на получение указанной субсидии, в которые включён административный истец и иные военнослужащие, в том числе принятые ранее Овчарова Н.И. на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющие право на обеспечение жильём в льготном порядке.
Из материалов дела следует, что указанное предложение командира войсковой части N рассмотрено начальником Управления капитального строительства 7 Службы ФСБ России и по его результатам было сообщено о формировании бюджетной заявки на получение денежных средств на предоставление жилищной субсидии на 2019 год военнослужащим, в том числе истцу.
При этом предложения по распределению по кодам классификации расходов бюджета базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, а также предложения по выделению дополнительных бюджетных ассигнований на 2020 года и на плановый период 2021 и 2022 годов будут представлены в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 17 июля 2019 г.
Из справки командира войсковой части N от 4 июля 2019 г. следует, что Пограничному управлению ФСБ России по Республике Северная Осетия - Алания в 2019 году доведены лимиты бюджетных обязательств для предоставления субсидии гражданам на приобретение жилья в общем размере 24 284 100 руб.
Выписками из протоколов заседаний жилищной комиссии войсковой части N от 22 февраля и 23 апреля 2019 г. подтверждается, что поступившие в Пограничное управление ФСБ России по Республике Северная Осетия - Алания денежные средства распределены военнослужащим с учётом установленной очередности.
Согласно списку очередников Пограничного управления ФСБ России по Республике Северная Осетия - Алания на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по состоянию на 27 июня 2019 г. Овчаров Н.И. находится в очереди среди военнослужащих, подлежащих обеспечению жилищной субсидией, под номером 5.
Таким образом, перед административным истцом находилось 4 человека, претендующих на получение жилищной субсидии, по отношению к которым он каких-либо льгот или преимуществ на её получение вне имеющейся очереди не имел, право на получение жилищной субсидии у них возникло ранее, чем у Овчарова Н.И, а в силу части 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения требований Овчарова Н.И. в указанной части не имеется.
Следовательно, апелляционная жалоба административного истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 10 июля 2019 г. по административному исковому заявлению Овчарова Николая Ивановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи Э.В. Коробенко
В.А. Патлань
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.