Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Потапченко И.Н,
судей: Гришина С.В, Патланя В.А,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 7 августа 2019 г, которым отказано в удовлетворении требований старшины запаса Яндырханова Руслана Асламбековича о признании незаконным решения 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии истца и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца - Морозовой Т.И. в обоснование доводов жалобы, объяснения представителя Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - Апрышкиной Ю.С, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Яндырханов Р.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 4 июля 2019 г. N 58/сев, которым ему с членами семьи отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку общая продолжительность его военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации составляла менее 10 лет.
Кроме того, административный истец просил суд обязать жилищный орган указанное решение отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии его с членами семьи на жилищный учёт путём выдачи государственного жилищного сертификата.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы, анализируя отдельные положения законодательства, регулирующие порядок предоставления военнослужащим государственных жилищных сертификатов, утверждает, что общая продолжительность его военной службы с учётом периода прохождения службы в органах внутренних дел МВД Российской Федерации по Чеченской Республике на должностях, содержащихся за счёт средств федерального бюджета, составляет более 10 лет.
Административный истец обращает внимание на то, что жилищный орган не предлагал ему представить дополнительные документы необходимые для получения государственного жилищного сертификата, при этом он полагает, что обязательным условием для включения военнослужащего в состав участников подпрограммы по обеспечению жильём путём предоставления государственного жилищного сертификата является принятие такого военнослужащего на жилищный учёт.
В заключение апелляционной жалобы Яндырханов Р.А. полагает незаконным отказ жилищного органа в принятии его с семьёй на жилищный учёт без включения в подпрограмму для получения государственного жилищного сертификата.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно абзацу 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы определено, что в общую продолжительность военной службы военнослужащего включается все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.
В соответствии с пунктом 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" под военной службой понимается особый вид федеральной государственной гражданской службы, исполняемой гражданами в прямо поименованных в указанном пункте видах органов исполнительной власти.
Следует отметить, что прохождение службы в органах МВД России в данном пункте не значится.
Судом установлено, что общая продолжительность военной службы истца без учёта службы в органах внутренних дел МВД Российской Федерации по Чеченской Республике, составляет 7 лет 9 месяцев 12 дней.
По делу установлено, что Яндырханов Р.А, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г. и уволенный с военной службы по состоянию здоровья, но не исключённый из списка личного состава воинской части, обратился в жилищный орган с заявлением о принятии его составом семьи пять человек на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Оспоренным решением жилищного органа в удовлетворении названного заявления истца отказано со ссылкой на то, что по состоянию на дату обращения с таким заявлением, общая продолжительность его военной службы составила 7 лет 9 месяцев и 12 дней, что не даёт ему оснований состоять на жилищном учёте.
Оценивая данное решение жилищного органа с точки зрения разрешения поставленного Яндырхановым Р.А. вопроса о принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оснований для этого не имелось, поскольку в силу вышеприведённых предписаний законодательства общая продолжительность военной службы военнослужащего претендующего на принятие на жилищный учёт, должна составлять не менее 10 лет.
Что касается позиции истца о возможности выбора формы реализации своих жилищных прав в виде предоставления государственного жилищного сертификата, то в этом случае необходимо отметить следующее.
В соответствии с частью 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по состоянию здоровья, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, предусмотрено, что в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, а также службы, в том числе, в Государственной противопожарной службе МЧС России на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Согласно пунктам 19, 21 указанных Правил для участия в основном мероприятии граждане подают в воинские части, организации, учреждения федеральных органов, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в основном мероприятии. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия.
Анализ приведённых положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что участие граждан в названном мероприятии носит исключительно заявительный характер.
Кроме того, пунктом 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министром обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, предусмотрено, что решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Принимая во внимание изложенное, а также тот факт, что Яндырханов Р.А. не выражал волеизъявление относительно выбора формы реализации своих жилищных прав в виде предоставления государственного жилищного сертификата, что подтверждается сообщениями из жилищного органа от 6 и 7 августа 2019 г. и объяснениями самого истца (л.д.142), оснований для принятия административным ответчиком решения о принятии последнего на жилищный учёт путём выдачи государственного жилищного сертификата, не имелось.
По этой же причине следует признать несостоятельным утверждение Яндырханова Р.А. о том, что жилищный орган не предлагал ему представить дополнительные документы необходимые для получения государственного жилищного сертификата.
Мнение автора жалобы о том, что решению вопроса о предоставлении государственного жилищного сертификата должно предшествовать принятие его на жилищный учёт, в общем смысле является правильным, однако на правильность изложенных выше выводов суда не влияет, поскольку для этого необходимо прямо выраженное волеизъявление военнослужащего.
Таким образом, апелляционная жалоба административного истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 7 августа 2019 г. по административному исковому заявлению Яндырханова Руслана Асламбековича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи С.В. Гришин
В.А. Патлань
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.