Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Науменко Н.А.
судей
Бойко Л.Н.
Хмель М.В.
при секретаре
Лащенко И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-924/2019 по иску Малютина Василия Дмитриевича к федеральному государственному казенному учреждению "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях,
по апелляционной жалобе представителя истца Малютина Василия Дмитриевича - Хоменко Сергея Викторовича на
решение Североморского районного суда Мурманской области от 9 июля 2019 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Малютина Василия Дмитриевича к Федеральному государственному казенному учреждению "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях - отказать".
Заслушав доклад судьи Бойко Л.Н, выслушав объяснения истца Малютина В.Д. и его представителя Хоменко С.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Малютин В.Д. обратился в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северрегионжилье") о признании права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование иска указал, что проходил военную службу в Вооруженных силах СССР на территории Казахской ССР, уволен с военной службы 27 марта 1991 г. в запас в связи с достижением предельного возраста, выслуга лет на момент увольнения в календарном исчислении составила 26 лет 02 месяца 21 день.
До 21 апреля 2016 г. имел гражданство Республики Казахстан, с 21 апреля 2016 г. является гражданином Российской Федерации, жилым помещением на территории Российской Федерации на праве собственности или социального найма не обеспечен, также не был обеспечен жилым помещением после увольнения из Вооруженных Сил СССР на территории Казахстана после распада Советского Союза.
Решением ФГКУ "Северрегионжилье" от 12 марта 2019 г. N 1/2-4/028 в принятии на учет отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Ранее при обращении в орган жилищного обеспечения 7 декабря 2018 г. истцу было предложено представить ряд документов, в том числе подтверждающих принятие его на учет нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2005 г, однако истец со дня увольнения из Вооруженных Сил СССР и до 1 января 2005 г. не проживал на территории Российской Федерации, не имел Российского гражданства, и не мог состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Полагал, что в соответствии с Соглашением между государствами -участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, статьей 3 которого предусмотрено, что государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания, Российская Федерация несет обязанность по обеспечению жилым помещением на условиях социального найма военнослужащих, уволенных с военной службы, которые проходили военную службу в государствах - участниках СНГ и переехали из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана на постоянное место жительства в Россию.
Просил суд признать за ним право на постановку на учет на льготных условиях для получения жилого помещения по договору социального найма.
Истец Малютин В.Д. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о рассмотрения дела в суде, его представитель Хоменко С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам, просил иск удовлетворить.
Представитель ФГКУ "Северрегионжилье" Клименко А.С. возражала против удовлетворения исковых требований.
Дело рассмотрено в отсутствие соответчика филиала ФКУ "ОСК СФ" - "2 ФЭС", извещенного о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, представившего отзыв, в котором просил вопрос об удовлетворении исковых требований разрешить на усмотрение суда.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Малютина В.Д. - Хоменко Т.В, ссылаясь на основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, установленные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска.
Выражая несогласие в выводом суда, указывает, что на территории г. Мончегорска Мурманской области Малютин В.Д. не может реализовать право на жилище, предусмотренное статьей 40 Конституции РФ, поскольку он не относится к категории малоимущих граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования.
Обращает внимание, что истец прослужил в Вооруженных Силах СССР более 26 лет, но после окончания службы лишен конституционного права на получение жилья от государства.
Подчеркивает, что сложившаяся ситуация возникла по причинам не зависящим от воли и желания истца, а стала следствием невыполнения Российской Федерацией необходимых внутригосударственных процедур и ратификации Соглашения между государствами - участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, заключенного 14 февраля 1992 г.
Указывая на отсутствие каких-либо ограничений в применении Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в отношении лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах СССР на территории бывших союзных республик и прибывших для постоянного проживания в Российскую Федерацию, настаивает, что право истца на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в Российской Федерации гарантировано частью 6 статьи 15 данного закона.
Отмечает, что статус Малютина В.Д, как военнослужащего, на которого распространяются положения Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", подтвержден назначением ему Министерством обороны Российской Федерации военной пенсии по выслуге лет.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчики ФГКУ "Северрегионжилье", филиал ФКУ "ОСК СФ" - "2 ФЭС", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Законом РФ от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" (в ред. от 24.11.1995), Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17 февраля 1981 года N 193.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
Граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
Статьей 56 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" и Постановлением Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" установлен срок переходного периода до 31 декабря 1994 года.
В соответствии со статьей 62 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих", гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, в том числе и по обеспечению его жильем, только до окончания переходного периода.
В силу пункта 1 статьи 57 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" (ред. от 09.05.1996) в переходный период до принятия нормативных актов Российской Федерации по вопросам, регулируемым настоящим Законом, сохраняют свою силу до полной отмены уполномоченными на то органами соответствующие нормативные акты, действовавшие в СССР, РСФСР, Российской Федерации, а также нормативные акты, принятые Главным командованием Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств до образования Вооруженных Сил Российской Федерации, Главным командованием пограничных войск Содружества Независимых Государств до образования пограничных войск Российской Федерации, - в части, не противоречащей указанному Закону и принятым на его основании нормативным актам.
Пунктом 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 мая 1993 г. "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" N 4983-1 установлено, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских частях Вооруженных Сил и других воинских формированиях СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров.
При несоблюдении же указанных в Постановлении условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется только до 31 декабря 1994 года.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Соответствующие двусторонние соглашения были заключены между Российской Федерацией и Киргизской Республикой, а также Республиками Таджикистан, Туркменистан и Казахстан, согласно которым граждане, уволенные с военной службы из названных государств и поставленные в очередь на получение жилья до истечения 31 декабря 1999 г, обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
28 марта 1997 г. во исполнение Соглашения государств - участников СНГ от 14 февраля 1992 г. подписано Соглашение "Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в государствах - участниках СНГ".
Статьей 3 Соглашения "Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в государствах - участниках СНГ" определено, что государство - участник СНГ, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили службу граждане, уволенные с военной службы и избравшие местом постоянного жительства территорию другого государства - участника СНГ, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному этими лицами постоянному месту жительства при условии сдачи занимаемого ими жилья по прежнему месту службы.
Данное Соглашение было подписано Республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией и вступило в законную силу только для Республик Армения, Беларусь, Таджикистан и Киргизской Республики. Российская Федерация и Республика Казахстан не выполнили внутригосударственные процедуры для вступления его в законную силу.
Таким образом, при условии выполнения необходимых внутригосударственных процедур и ратификации указанного Соглашения Российская Федерация будет нести на себе обязанность по обеспечению жилыми помещениями только военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, которые проходили военную службу в государствах - участниках СНГ, состояли ранее на военной службе в вооруженных силах бывшего СССР и переехали из Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана.
После 31 декабря 1994 года вопрос об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей, которые переехали на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из других республик бывшего СССР, при отсутствии международных соглашений может быть решен только в соответствии с законодательством Российской Федерации, что не противоречит требованиям части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.
С 01 января 1998 года Закон Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с абзацами третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2.1 указанной статьи предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, право граждан, уволенных с военной службы, на предоставление жилых помещений связано с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено и судом установлено, что Малютин В.Д, _ _ 1945 года рождения, с 12 ноября 1964 г. по 23 ноября 1967 г, и с 21 марта 1968 г. по 31 мая 1991 г. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР на территории Казахской ССР. Выслуга лет составила в календарном исчислении 26 лет 02 месяца 21 день.
Приказом Главнокомандующего сухопутными войсками СССР от 27 марта 1991 г. N 19 Малютин В.Д. уволен с военной службы в запас в звании подполковника по пункту "а" статьи 59 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденного Приказом МО СССР от 1985 г. N 100, в связи с достижением предельного возраста.
Приказом Урицкого районного военного комиссара Кустанайской области Казахской ССР от 13 мая 1991 г. N 32 Малютин В.Д. исключен из списков личного состава военкомата и направлен на учет в Кустанайский горвоенкомат Кустанайской области.
Из справки отдела по учету, распределению и обмену жилой площади Кустанайского горисполкома от 18 июня 1991 г. N 273, следует, что решением комиссии по жилищным вопросам Кустанайского горисполкома Республики Казахстан Малютин В.Д. 7 июня 1991 г. принят на учет нуждающихся в предоставлении жилой площади в порядке очередности по спискам, льготная очередь под N 51.
Решением комиссии по жилищным вопросам Кустанайского горисполкома Республики Казахстан от 7 августа 1997 г. Малютин В.Д. исключен из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как не проживающий в данном населенном пункте.
В дальнейшем Малютин В.Д. нуждающимся в обеспечении жилым помещением не признавался, на учете не состоял.
До 21 апреля 2016 г. Малютин В.Д. являлся гражданином Республики Казахстан, с 21 апреля 2016 г. является гражданином Российской Федерации.
Согласно ответов Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 15 ноября 2018 г. и от 17 декабря 2018 г, Малютину В.Д. отказано в постановке на учет нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что он не имеет права на получение жилья по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Решением ФГКУ "Северрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации от 12 марта 2019 г. N 1/2-4/028 Малютину В.Д. отказано в постановке на учет в связи с отсутствием оснований, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Подробно проанализировав законодательство в сфере обеспечения жилищных прав граждан, уволенных с военной службы, действующее в период увольнения Малютина В.Д. и ныне действующее законодательство, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств дела, приняв во внимание, что впервые с вопросом о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истец обратился в адрес ответчика в декабре 2018 года, на момент обращения не обладал статусом военнослужащего, на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением по прежнему месту жительства (Республика Казахстан) не состоял, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания за истцом права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма за счет Министерства обороны Российской Федерации.
При этом суд верно указал, что истец не лишен возможности, как гражданин, уволенный с военной службы, переехавший на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из другой республики бывшего СССР после 31 декабря 1994 г, быть обеспечен жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, что не противоречит и требованиям части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Судебная коллегия находит выводы и решение суда законными и обоснованными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апеллянта том, что на Малютина В.Д. распространяются положения Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" основаны на субъективном толковании закона.
Тот факт, что истец с 1991 года утратил статус военнослужащего, являлся получателем пенсии по линии Министерства обороны Казахстана, исключает возможность поставить его органом военного управления на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту, а увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся обязанности по обеспечению жилым помещением федеральным органом исполнительной власти не порождает.
В целом доводы апелляционной жалобы касаются обстоятельств, установленных при рассмотрении спора судом первой инстанции, являлись предметом судебного рассмотрения, суд дал им надлежащую оценку. Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для переоценки установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, в апелляционной жалобе таких доводов не приведено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 9 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Малютина Василия Дмитриевича - Хоменко Татьяны Вениаминовны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.