Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Темираева Э.В,
судей Калюженко Ж.Э. и Цалиевой З.Г,
при секретаре Магкеевой И.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Х.Г.Н. к Министерству внутренних дел по РСО- Алания о признании бездействия в части неопределения периодов участия в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта незаконным, признании права на зачет в выслугу лет для назначения пенсии периодов участия в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных расходов, по апелляционной жалобе Х.Г.Н. на решение Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 6 декабря 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Х.Г.Н. к Министерству внутренних дел по РСО-Алания о признании бездействия в части неопределения периодов участия в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта незаконным, о признании права на зачет в выслугу лет для назначения пенсии периодов участия в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, об обязании произвести перерасчет пенсии, о взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных расходов отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Калюженко Ж.Э, выслушав объяснения представителя Х.Г.Н. Д.И.З, действующей на основании доверенности N... 5 от... и ордера... от.., поддержавшей доводы жалобы, представителя МВД по РСО-Алания Р.Р.В, действующей на основании доверенности... от.., возражавшей по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания,
установила:
Х.Г.Н. обратился в суд с иском к МВД по РСО-Алания о признании бездействия в части неопределения периодов участия в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта с 10.07.1999 года по 31.12.1999 года, с 01.01.2000 года по 23.11.2000 года, с 01.01.2001 года по 01.07.2001 года, с 05.09.2000 года по 05.11.2000 года, с 31.10.2001 года по 28.01.2002 года, с 29.01.2002 года по 28.04.2002 года незаконным, признании права на зачет в выслугу лег для назначения пенсии в льготном исчислении периодов участия в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта с 10.07.1999 года по 31.12.1999 года, с 01.01.2000 года по 23.11.2000 года, с 01.01.2001 года по 01.07.2001 года, с 05.09.2000 года по 05.11.2000 года, с 31.10.2001 года по 28.01.2002 года, с 29.01.2002 года по 28.04.2002 года, из расчета один месяц привлечения к выполнению задач за три месяца службы, обязании МВД по РСО-Алания с момента его увольнения с 31.08.2017 года произвести перерасчет пенсии в льготном исчислении за вышеуказанные периоды участия в выполнении задач по ликвидации следствий осетино-ингушского конфликта из расчета один месяц увлечения к выполнению задач за три месяца службы, взыскании с МВД РСО-Алания в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 900 рублей. В обоснование своих требований сослался на то, что он проходил службу в МВД по РСО-Алания. В период прохождения службы в органах МВД РСО-Алания он привлекался к выполнению задач по обеспечению правопорядка в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта с 10.07.1999 года по 31.12.1999 года, с 01.01.2000 года по 23.11.2000 года, с 01.01.2001 года по 01.07.2001 года.
Также, в соответствии с п.22 "Программы совместных действий МВД РСО-Алания и МВД РИ и приказа МВД РФ... от 07.12.1998 года, неоднократно командирован в Мобильный отряд МВД РФ: с 05.09.2000 года по 05.11.2000 года по приказу МВД по РСО-Алания... от 06.09.2000 года, с 31.10.2001 года по 28.01.2002 года по приказу МВД по РСО-А... от 01.11.2001 года с 29.01.2002 года по 28.04.2002 года по приказу МВД по РСО-А... от 30.01.2002 года. Таким образом, неся службу в ПОМ... ОВД Затеречного МО г..Владикавказ, а также в полку по обеспечению безопасности населения от преступных посягательств в приграничной зоне при МВД РСО-Алания, он непосредственно выполнял задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября- ноября 1992 года по вышеуказанным периодам на административной границе с Ингушской Республикой, а также в населенных пунктах с проживанием ингушского населения. Периоды его фактического участия в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года за время службы в составе МВД РСО-Алания с 10.04.1999 года по 28.04.2002 года определены вышеуказанными приказами МВД РФ и МВД по РСО- Алания. В соответствии с требованиями действующего законодательства, приказом МВД по РСО-Алания... от 03.10.2001 года, а также вышеуказанными приказами определен период выполнения им задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта осени 1992 года, которым предписано засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц привлечения к выполнению задач за три месяца службы с 10.07.1999 года по 31.12.1999 года, с 01.01.2000 года по 23.11.2000 года, с 01.01.2001 года по 01.07.2001 года, с 05.09.2000 года по 05.11.2000 года, с 31.10.2001 года по 28.01.2002 года, с 29.01.2002 года по 28.04.2002 года.
Данные приказы и составленные в соответствии с ними расчеты задолженности послужили основанием к вынесению Ленинским районным судом г..Владикавказ решения от 15.08.2002 года о взыскании с МВД по РСО-Алания в его пользу дополнительных компенсационных выплат за участие в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта. Указанное решение ответчиком не обжаловано, вступило в законную силу и исполнено. При увольнении из органов внутренних дел 31.08.2017 года в ОК У МВД России по г..Владикавказ ему стало известно, что ему не начислена льготная пенсия за вышеперечисленные периоды. 09.10.2017 года для перерасчета пенсии он обратился в МВД по РСО-Алания с заявлением о назначении комиссии для решения вопроса о зачете ему в выслугу лет в льготном исчислении вышеперечисленных периодов участия в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта. 11.04.2018 года им получен ответ МВД по РСО-Алания, согласно которому удовлетворить его просьбу не представилось возможным, поскольку в его личном деле, в архивах МВД отсутствуют сведения о прохождении им службы в указанные периоды, а приказ от 03.10.2001 года... л/с отменен как необоснованно изданный. Данный отказ МВД по РСО-Алания считает незаконным. В результате халатного отношения (бездействия) должностных лиц МВД по РСО-Алания в его личном деле отсутствуют выписки из приказов, справки. В нарушение п.2 приказа МВД РФ... от 15.08.2002 данный вопрос в его отношении до настоящего времени не рассмотрен. После отмены приказа МВД по РСО-Алания от 03.10.2001г.... в отношении него не проводилась служебная проверка, о необходимости ее проведения, в том числе, и об издании дублирующего приказа МВД по РСО-Алания... от 02.02.2005 об объявлении периодов его фактического участия в задачах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, ему не сообщалось, никакой другой приказ в отношении него не издавался, что является неправомерным бездействием ответчика, нарушающим его права.
В судебное заседание суда первой инстанции Х.Г.Н. не явился, его представитель Д.И.И, действующая на основании доверенности N... 5 от.., исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МВД по РСО-Алания Б.Л.В, действующая на основании доверенности... от.., исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица мобильного отряда России в РСО-Алания, о слушании дела уведомлен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился.
Ленинским районным судом г.Владикавказ РСО-Алания 6.12.2018 постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Х.Г.Н. и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить его исковые требования.
Определением Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 28.06.2019 Х.Г.Н. восстановлен пропущенный процессуальный срок для подачи апелляционной жалобы.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступали.
В заседание судебной коллегии Х.Г.Н, представитель третьего лица мобильного отряда России в РСО-Алания, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в строгом соответствии с ч.4 ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела в судебную коллегию не представили. В силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст.330 ГПК РФ).
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии предусмотрен льготный порядок расчета выслуги лет - один месяц военной службы за три месяца.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 г. N 139 "О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года" на базе Временной администрации на части территорий Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия, введенном в качестве особой формы управления Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1995 г. N 93 "О введении чрезвычайного положения на части территорий Республики Северная Осетия, Ингушской Республики", образован Временный Государственный комитет РФ по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года. Председателю данного комитета предоставлено право привлекать воинские части, соединения и подразделения органов МВД РФ к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
Таким образом, названные дополнительные гарантии и компенсации могли предоставляться исключительно за время фактического участия в выполнении задач на определенных территориях, оформленных соответствующими приказами. Предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем сотрудникам, проходившим службу на данных территориях, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач по нормализации конфликта и непосредственно выполняли определенные боевые задачи.
Как установлено судом первой инстанции, Х.Г.Н. проходил службу в МВД по РСО-Алания с 10.04.1999 по 31.08.2017.
Решением Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 15.08.2002 признано право Х.Г.Н. на дополнительные выплаты за участие в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, и с МВД по РСО-Алания в пользу истца взыскано 50 083,32 рублей. Указанное решение суда вступило в законную силу 25 августа 2002 года.
31.08.2017 истец уволен из органов внутренних дел по п.4 ч.2 ст.82 (выслуга лет, дающая право на получение пенсии), при увольнении определена его выслуга лет, составляющая в календарном исчислении 19 лет 3 месяца 17 дней, в льготном исчислении - 22 года 11 месяцев 3 дня.
Приказом МВД по РСО-Алания... от 03.10.2001, определен период выполнения Х.Г.Н. задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта осени 1992 года, которым предписано засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц привлечения к выполнению задач за три месяца службы периоды: с 10.07.1999 по 31.12.1999, с 01.01.2000 по 23.11.2000, с 01.01.2001 по 01.07.2001.
Указанный приказ отменен приказом МВД России от 15.08.2002...
Согласно п.2 приказа МВД РФ... от 15.08.2002 министру внутренних дел РСО-Алания поручено аргументировано и персонально для каждого сотрудника определить периоды фактического выполнения им задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта.
Решение Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 15.08.2002, на котором истец основывает заявленные требования, не содержит указания периодов фактического участия Х.Г.Н. в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта.
В октябре 2017 года истец обратился в МВД по РСО-Алания с заявлением об определении периода его участия в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта осени 1992 года. Данное обращение рассмотрено на заседании комиссии МВД по РСО-Алания.
Как следует из выписки из протокола... заседания комиссии МВД по РСО-Алания по определению фактического участия сотрудников МВД по РСО-Алания в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года, комиссия решила, что, в связи с тем, что в представленных материалах отсутствуют сведения, позволяющие определить периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один день привлечения к выполнению задач за три дня службы, в удовлетворении заявления Х.Г.Н. следует отказать.
Из письма командира МО МВД России в РСО-Алания N МО-А/1 от 05.01.2018, усматривается, что сведения, подтверждающие нахождение в служебной командировке Х.Г.Н. в период с 2000 по 2002 года, на архивном хранении отсутствуют.
Из писем ФКУ "ГИАЦ МВД России" от 01.03.2018.., от 12.04.2018... следует, что в приказах Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России в запрашиваемый период Х.Г.Н. не значится.
Судом первой инстанции исследовалось личное дело Х.Г.Н, из которого также не усматривается, что он привлекался к выполнению задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта.
Таким образом, поскольку факт непосредственного выполнения истцом определенных боевых задач судом не установлен, доказательств, свидетельствующих о выполнении им задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте, не представлено, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции в нарушение закона неправильно применил срок исковой давности, не обосновал, на какой срок исковой давности он ссылается, заслуживает внимание, между тем, не влияет на правильность принятого решения.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и переоценке доказательств, и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для изменения или отмены решения суда.
Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.
Изложенные в решении выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 6 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Х.Г.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Темираев Э.В.
Судьи Калюженко Ж.Э.
Цалиева З.Г.
Резолютивная часть апелляционного определения оглашена 4.09.2019 года.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9.09.2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.