Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Хадонова С.З,
судей Гатеева С.Г, Моргоева Э.Т,
при секретаре Беркаевой М.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Валиева Г.Т. к МВД по РСО-Алания о признании незаконным отказа в восстановлении статуса вынужденного переселенца, признании уважительным пропуска срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, восстановлении срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, по апелляционной МВД по РСО-Алания на решение Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 04 июня 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Валиева Г.Т. к МВД по РСО- Алания о признании незаконным отказа в восстановлении статуса вынужденного переселенца, признании уважительным пропуска срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, восстановлении срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца - удовлетворить.
Признать незаконным отказ МВД по РСО-Алания от 21 января 2019 года N... в восстановлении Валиеву Г.Т. статуса вынужденного переселенца.
Заслушав доклад судьи Моргоева Э.Т, объяснения по доводам апелляционной жалобы представителя МВД по РСО-Алания Овсепян А.Х, возражения представителя Валиева Г.Т.- Кокоевой С.Р, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РСО-Алания
установила:
Валиев Г.Т. обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование исковых требований указал, что УВМ МВД по РСО-Алания от... за исх.N... в его адрес был направлен ответ на его запрос, согласно которому 04.12.2012г. он был снят с регистрационного учета в качестве вынужденного переселенца. Обоснованием такого ответа явилось то, что... решением УФМС России по РСО-Алания он с членами своей семьи был признан вынужденным переселенцем, срок действия статуса составляет 5 лет, и по истечении срока действия статуса вынужденного переселенца ежегодно продлевается на основании своевременного обращения гражданина с личным заявлением в УВМ МВД России по РСО-Алания, если нет обстоятельств, препятствующих этому. Также указано в письме и то, что ни он, ни члены его семьи не обратились с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца. С указанным решением не согласен и считает его необоснованным по следующим основаниям. Уведомления о прекращении статуса вынужденного переселенца в его адрес УФМС России по РСО-Алания не направлялось. Сотрудниками УФМС России по РСО-Алания о необходимости продлевать статус вынужденного переселенца ему письменно не разъяснялось.Согласно Закону "О вынужденных переселенцах" срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается в случае уважительности причины пропуска срока обращения за продлением статуса вынужденного переселенца. Уважительными причинами для восстановления статуса вынужденного переселенца, в данном случае, считает наличие у него тяжких заболеваний. Просил признать незаконным решение об отказе в восстановлении статуса вынужденного переселенца от... N... Обязать УВМ МВД по РСО-Алания восстановить статус вынужденного переселенца.
Валиев Г.Т. в судебное заседание суда первой инстанции не явился.
Представитель Валиева Г.Т. - Кокоева С.Р, иск с учетом изменений поддержала, просила признать незаконным отказ МВД по РСО-Алания от 21 января 2019 года N... в восстановлении Валиеву Г.Т. статуса вынужденного переселенца; признать уважительным пропуск срока обращения Валиева Г.Т. с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца; восстановить Валиеву Г.Т. срок обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца.
Представитель МВД по РСО-Алания Овсепян А.Х, иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
По делу постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось МВД по РСО-Алания.
В апелляционной жалобе МВД по РСО-Алания просит решение суда отменить, исковые требования Валиева Г.Т. оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РСО-Алания приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что Валиев Г.Т. в составе семьи из трех человек был зарегистрирован в УВМ МВД по PC О-Алания (УФМС России по РСО-Алания) в качестве беженца из Грузии I июня 1991 года.
С принятием гражданства Российской Федерации на основании поданного в УФМС России по РСО-Алания ходатайства решением УВМ МВД по РСО-Алания (УФМС Росси по РСО-Алания)... года был признан вынужденным переселенцем.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов продления срока действия статуса вынужденного переселенца N9, принято решение от 30.07.2010г. о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Валиеву Г.Т. до 19 июля 2011 года.
Приказом УФМС по РСО-Алания от... N... Валиев Г.Т. утратил статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока его предоставления в соответствии с п.4 ст.5 Закона.
В обоснование уважительности причин пропуска срока Валиев Г.Т. сослался на невозможность своевременного обращения с соответствующим заявлением в орган миграционной службы по причине болезни.
Удовлетворяя заявленные Валиевым Г.Т. требования, суд первой инстанции исходил из того, что принимая решение об утрате статуса вынужденного переселенца, миграционный орган не принял мер по принятию от истца заявления о пропуске срока обращения с заявлением о продлении статуса по уважительным причинам, не выполнены указанные действия и при обращении Валиева Г.Т. с заявлением о восстановлении статуса вынужденного переселенца 15 января 2019 года.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона.
Согласно пунктам 53, 54 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС России от 29 июня 2012 года N 218, основанием для начала процедуры рассмотрения заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца является решение территориального органа о регистрации заявления о продлении срока действия статуса.
Заявление о продлении срока действия статуса, поданное заявителем после истечения срока предоставления статуса, рассматривается по существу при наличии уважительных причин несвоевременного обращения.
Из материалов личного дела вынужденного переселенца... года Валиеву Г.Т. был предоставлен статус вынужденного переселенца сроком на 5 лет, до... года. По истечении указанного срока статус вынужденного переселенца регулярно продлевался им... года Далее, в установленные законом сроки в орган миграционной службы истец не обратился. С заявлением о признании уважительными причин пропуска срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Валиев Г.Т. обратился только... года.
Пунктом 5 статьи 5 указанного закона Российской Федерации предусмотрено, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований: 1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации; 2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье; 3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года; 4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года; 5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения; 6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения; 7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса
вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Поскольку уважительных причин для восстановления срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, восстановлении срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца судам не представлено, решение районного суда нельзя признать законным, и оно подлежит отмене.
Руководствуясь ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 04 июня 2019 года отменить.
Принять по делу новее решение, которым в удовлетворении исковых требований Валиева Г.Т. к МВД по РСО-Алания о признании незаконным отказа МВД по РСО-Алания от 21 января 2019 года N... в восстановлении Валиеву Г.Т. статуса вынужденного переселенца, признании уважительным пропуска срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, восстановлении срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца - отказать.
Апелляционную жалобу МВД по РСО-Алания - удовлетворить.
Председательствующий Хадонов С.З.
Судьи Гатеев С.Г.
Моргоев Э.Т.
Справка: дело рассмотрено под председательством судьи Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания Кальяновой В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.