Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О континентальном шельфе Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Статья 1. В соответствии с Федеральными законами "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" внести в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст.4694) следующие изменения и дополнения:
1. Дополнить статью 6 новым пунктом в следующей редакции:
"3.1) установление порядка выдачи деклараций о видах и объемах живых ресурсов, выловленных российскими и иностранными судами на континентальном шельфе, а также о произведенной из этих ресурсов продукции;".
2. В статье 10:
части вторую, третью и четвертую заменить частями второй, третьей и четвертой в следующей редакции:
"Выдача лицензий на отдельные виды использования живых ресурсов производится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству совместно со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, разрабатывает правила промысла и других видов использования живых ресурсов. Указанные правила и общие допустимые уловы живых ресурсов утверждаются Правительством Российской Федерации.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне определяет районы и сроки промысла на континентальном шельфе для российских судов и уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе.";
дополнить статью новыми частями пятой, шестой и седьмой в следующей редакции:
"Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе и федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды определяет районы и сроки промысла на континентальном шельфе для иностранных судов и уведомляет об этом специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, определяет в пределах общего допустимого улова живых ресурсов, указанного в пункте 13 статьи 6 настоящего Федерального закона, лимиты и квоты на вылов живых ресурсов. Лимиты и квоты на вылов живых ресурсов утверждаются Правительством Российской Федерации.
Специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе и федеральный орган исполнительной власти по рыболовству ежеквартально информируют специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу и федеральный орган исполнительной власти по налогообложению о результатах промысла живых ресурсов.".
3. В статье 11:
название статьи изложить в следующей редакции:
"Предоставление права на использование живых ресурсов";
в части второй:
абзацы третий и четвертый изложить в следующей редакции:
"население Севера и Дальнего Востока Российской Федерации и население в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов;
российские заявители, осуществляющие морские научные исследования биологического характера и (или) мероприятия по искусственному воспроизводству живых ресурсов;";
дополнить новым абзацем в следующей редакции:
"российские заявители, ведущие промысел живых ресурсов в целях поставки продукции для федеральных и региональных нужд.";
часть третью изложить в следующей редакции:
"Иностранные заявители могут использовать живые ресурсы в научных, промысловых и других целях после удовлетворения всех заявок российских заявителей при условии, что российские заявители не имеют возможности выловить весь допустимый улов заявленных видов живых ресурсов в конкретных промысловых районах, и только в соответствии с международными договорами Российской Федерации с государствами, гражданами которых являются эти иностранные заявители или в которых они зарегистрированы, с соблюдением настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации.".
4. В статье 12:
статью дополнить новыми второй, третьей, четвертой и пятой частями в следующей редакции:
"Заявка на получение лицензии на промысел живых ресурсов должна содержать следующие сведения:
информацию о заявителе, его материальных и финансовых возможностях, включая количество промысловых судов, юридический адрес и гарантии, а также о лице, ответственном за промысел живых ресурсов;
информацию о наличии на судах заявителя технических средств связи, обеспечивающих автоматическую передачу информации о местонахождении судна при промысле живых ресурсов;
основание для выдачи лицензии (выделенные квоты - для российских заявителей; международный договор и выделенные квоты - для иностранных заявителей);
конкретный вид промысла живых ресурсов и описание средств, включая информацию о названиях, тоннаже, типах, классах судов, о радиотехническом оборудовании и об орудиях лова (добычи), которые предполагается использовать при промысле живых ресурсов;
районы и сроки промысла живых ресурсов, их виды и квоты на вылов (добычу) живых ресурсов каждым судном в тоннах;
другие данные, касающиеся промысла живых ресурсов.
Одновременно с указанной заявкой заявители - юридические лица представляют копию свидетельства о регистрации юридического лица.
В заявке на получение лицензий на промысел живых ресурсов представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов, не указывают ту часть живых ресурсов, которая необходима этим народам и общностям для содержания семьи.
Российские заявители указывают также в заявке сведения об участии в промысле живых ресурсов иностранных граждан или иностранных юридических лиц, а иностранные заявители - об участии в промысле живых ресурсов граждан Российской Федерации или российских юридических лиц.
Российские заявители одновременно с заявкой представляют выданные им соответствующим налоговым органом документы о постановке на учет и о начисленных и фактически уплаченных налогах, сборах и других платежах в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды за прошедший календарный год.";
часть вторую считать частью шестой;
часть третью считать частью седьмой и дополнить новыми восьмым и девятым абзацами в следующей редакции:
"сведения соответствующего налогового органа о наличии задолженности по начисленным налогам, сборам и другим платежам в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды за прошедший календарный год;
отсутствие на судах заявителя технических средств связи, обеспечивающих передачу информации о местонахождении судна при промысле живых ресурсов.";
статью дополнить новой восьмой частью в следующей редакции:
"В целях защиты экономических и иных законных интересов Российской Федерации Правительством Российской Федерации могут вводиться ограничения на выдачу лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов.".
5. Статью 13 изложить в следующей редакции:
"Российским и иностранным заявителям лицензии на промысел живых ресурсов в пределах выделенных лимитов и квот выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству с уведомлением специально уполномоченных федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды, федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, федерального органа исполнительной власти по таможенному делу и федерального органа исполнительной власти по обороне.
Выданные лицензии на промысел живых ресурсов подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Иностранным заявителям лицензии на промысел живых ресурсов выдаются в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Лицензии на промысел живых ресурсов действительны в течение календарного года в пределах установленного срока в указанных в них районах промысла живых ресурсов на указанные виды живых ресурсов. На каждом судне, производящем промысел живых ресурсов, должен находиться подлинник лицензии на промысел живых ресурсов.
Право на использование живых ресурсов в соответствии с полученной лицензией на промысел живых ресурсов не может передаваться третьим сторонам.
6. В статье 14:
Название статьи изложить в следующей редакции:
"Права и обязанности российских и иностранных лицензиатов, ведущих промысел живых ресурсов";
первую часть изложить в следующей редакции:
"Российские и иностранные заявители, получившие лицензии на промысел живых ресурсов (далее - лицензиаты), имеют право на его осуществление в пределах только тех объемов, сроков, видов и районов, которые указаны в лицензии на промысел живых ресурсов.";
в части второй:
первый абзац изложить в следующей редакции:
"2. Лицензиаты обязаны:";
восьмой абзац изложить в следующей редакции:
"беспрепятственно и бесплатно представлять отчетные материалы, в том числе их компьютерные распечатки, об объемах вылова, о сроках, видах и районах промысла живых ресурсов, включая сведения о количестве, качестве и видах выгруженных на другие суда или погруженных с других судов живых ресурсов и продукции из них, а также о количестве, качестве и видах живых ресурсов, выгруженных или погруженных в иностранных портах, в специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе, федеральный орган исполнительной власти по рыболовству, федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу, федеральный орган исполнительной власти по валютному и экспортному контролю и федеральный орган исполнительной власти по налогообложению;";
в абзаце девятом после слов "метеорологической организации" дополнить словами "а также экстренную информацию о визуально отмеченном нефтяном загрязнении морской среды";
абзац десятый изложить в следующей редакции:
"вести промысловый журнал в соответствии с формой, установленной специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству;";
часть третью изложить в следующей редакции:
"Иностранные суда, ведущие промысел живых ресурсов в соответствии с лицензией на промысел живых ресурсов или принимающие выловленные живые ресурсы с других судов, также обязаны:
представлять в специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по рыболовству и федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе по факсу или телеграфу ежесуточную информацию о каждом заходе в район для осуществления разрешенного промысла живых ресурсов или для приемки выловленных живых ресурсов с других судов и о выходе из указанного района с обязательным прохождением точек контроля при заходе и выходе;
ежедневно информировать специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе о местонахождении судна при промысле живых ресурсов или при приемке выловленных живых ресурсов с других судов;
осуществлять промысел живых ресурсов в присутствии должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе и под контролем указанного лица;
обеспечивать бесплатно доставку должностных лиц органов охраны к месту промысла живых ресурсов и обратно и использование средств радиосвязи, а также нести все расходы на содержание, размещение и полное обеспечение должностных лиц органов охраны с момента их прибытия на судно и до момента их схода с судна наравне с собственным командным (руководящим) составом;
представлять в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству по факсу или телеграфу ежесуточную, ежедекадную и ежемесячную информацию о результатах промысла живых ресурсов.
Российским и иностранным судам запрещается производить не предусмотренные в лицензии на промысел живых ресурсов погрузку, выгрузку или перегрузку живых ресурсов в любом виде, выловленных на континентальном шельфе.
Погрузка, выгрузка или перегрузка живых ресурсов, предусмотренные в лицензии на промысел живых ресурсов, должны осуществляться в присутствии должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе.".
7. Статью 15 изложить в следующей редакции:
"Основаниями для прекращения промысла живых ресурсов являются:
добровольный отказ лицензиата от промысла живых ресурсов;
выбор лицензиатом выделенной квоты;
истечение срока действия лицензии на промысел живых ресурсов;
нарушение правил промысла живых ресурсов повторно в течение календарного года или превышение выделенных лимитов на вылов живых ресурсов;
нарушение настоящего Федерального закона или международных договоров Российской Федерации;
отсутствие на судах лицензиата технических средств связи, обеспечивающих передачу информации о местонахождении судна при промысле живых ресурсов;
нарушение иностранными судами, участвующими в промысле живых ресурсов, порядка прохождения точек контроля, указанных в части третьей статьи 14 настоящего Федерального закона;
невнесение в установленный срок платы за пользование живыми ресурсами, штрафов и сумм в возмещение вреда;
неуплата налогов, сборов и других платежей в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды по представлению соответствующего налогового органа;
непредставление отчетных материалов по видам живых ресурсов, объемам вылова и районам промысла живых ресурсов;
снижение продуктивности и ухудшение качественного состава видов живых ресурсов по вине пользователя.
Добровольный отказ от промысла живых ресурсов должен быть заявлен пользователем:
до начала промысла живых ресурсов - уведомлением в письменной форме специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рыболовству не позднее чем за один месяц;
во время промысла живых ресурсов - немедленно, с прекращением промысла живых ресурсов.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству оповещает лицензиата по телеграфу с последующим письменным уведомлением об аннулировании лицензии на промысел живых ресурсов и о прекращении промысла живых ресурсов. Об аннулировании лицензии на промысел живых ресурсов в журнале регистрации выданных лицензий делается отметка, а также уведомляются специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе, федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу, федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды.".
8. Вторую часть статьи 30 дополнить новым четвертым абзацем в следующей редакции:
"без соблюдения российскими и иностранными заявителями своих обязательств перед Российской Федерацией.".
9. В статье 40
в частях второй и шестой исключить слова "в области налогообложения";
часть седьмую изложить в следующей редакции:
"Плата не взимается за проведение наблюдений в рамках государственного мониторинга, морских научных исследований, за вылов живых ресурсов в целях воспроизводства и акклиматизации. Объемы вылова живых ресурсов в указанных целях определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
статью дополнить новой частью в следующей редакции:
"За неуплату или за несвоевременную уплату налогов, сборов и других платежей пользователи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.".
10. В первой части статьи 42:
слова "федеральным органом по рыболовству" исключить;
слова "федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов." заменить словами "федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды;";
дополнить новым абзацем в следующей редакции:
"федеральным органом исполнительной власти по таможенному делу.".
11. В статье 43:
первый пункт первой части дополнить новым абзацем в следующей редакции:
"перегрузку выловленных на континентальном шельфе живых ресурсов на другие суда.";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) проверять на судах, искусственных островах, установках и сооружениях документы на право осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, а также орудия лова, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, используемые при осуществлении такой деятельности;";
в пункте 3:
абзац второй, третий, четвертый и пятый изложить в следующей редакции:
"приостанавливать деятельность, указанную в пункте 1 настоящей статьи, нарушающую настоящий Федеральный закон и международные договоры Российской Федерации;
задерживать нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации и изымать у них орудия лова, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, а также документы и все незаконно добытое в качестве временной меры до вынесения окончательного решения суда в целях пресечения нарушения и обеспечения доказательств факта такого нарушения, а также в целях обеспечения исполнения решения суда;
задерживать суда, нарушающие настоящий Федеральный закон и международные договоры Российской Федерации при осуществлении деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
преследовать по горячим следам и задерживать суда, нарушающие настоящий Федеральный закон и международные договоры Российской Федерации при осуществлении деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
в соответствии с законодательством Российской Федерации налагать на нарушителей штрафы или предъявлять к нарушителям иски в судах Российской Федерации с передачей им задержанных судов-нарушителей, изъятых орудий лова, оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всего незаконно добытого;";
в пункте 5:
слова "при остановке" заменить словом "приостановке", после слов "задержании нарушителей и судов-нарушителей," дополнить словами "о временном, вплоть до вынесения окончательного решения суда,";
после слов "Порядок преследования" дополнить словами "по горячим следам".
12. Первую часть статьи 44 изложить в следующей редакции:
"Специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по обороне, федеральный орган исполнительной власти по рыболовству, федеральный орган исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, федеральный орган исполнительной власти по транспорту попутно с решением своих основных задач оказывают содействие органам охраны в осуществлении ими своих функций путем наблюдения за деятельностью на континентальном шельфе с использованием военных кораблей, судов, береговых постов и других средств, а также летательных аппаратов.".
13. Статью 45 изложить в следующей редакции:
"Экономическое стимулирование работников органов охраны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Экономическое стимулирование работников органов охраны может включать в себя:
установление налоговых льгот;
установление должностных и иных надбавок за особые условия охраны континентального шельфа и ее живых и неживых ресурсов;
премирование за выявленные нарушения настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации;
предоставление иных льгот, устанавливаемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.".
14. Дополнить Федеральный закон статьей 45.1 в следующей редакции:
"Статья 45.1. Особенности ответственности за нарушения настоящего Федерального закона
Арестованное иностранное судно и его экипаж освобождаются незамедлительно после предоставления Российской Федерации разумного залога или другого обеспечения.
В случае привлечения к ответственности иностранных граждан за нарушения положений главы III настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, относящихся к живым ресурсам континентального шельфа, к указанным лицам не применяется наказание в виде лишения свободы при отсутствии международного договора между Российской Федерацией и государством гражданства этих лиц об обратном или любая другая форма личного наказания.".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с со дня его официального опубликования.
Статья 3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.