Пояснительная записка
к проекту Трудового кодекса Российской Федерации
Обоснование необходимости принятия законопроекта
В настоящее время трудовые отношения регулируются Кодексом законов о труде Российской Федерации, принятого в 1971 году (с изменениями и дополнениями), который не соответствует по большинству регулируемых им положений сложившейся в стране ситуации, поскольку ориентирован на экономическую модель, когда практически единственным работодателем являлось государство.
Насыщенность действующего Кодекса рядом экономически нереальных гарантий и льгот способствует проявлению отдельных негативных тенденций. В том числе:
трудовые правоотношения, особенно в коммерческом секторе экономики, зачастую механически подменяются гражданско-правовыми, в результате чего работники фактически лишаются даже действующего минимума гарантий, поскольку применение КЗоТа в полном объеме становится для работодателя экономически не выгодным и нереальным;
наиболее формально защищенные КЗоТом работники (женщины, молодежь, лица, совмещающие работу с обучением, инвалиды и др.) фактически стали наименее конкурентоспособными на рынке труда и в массовом порядке вытесняются с него и другие.
Предметом регулирования проекта Трудового кодекса Российской Федерации являются трудовые отношения, возникающие в условиях рыночной экономики между работодателем и работником. По сравнению с действующим КЗоТ предлагается расширить права сторон трудового и коллективного договоров в вопросах заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, повышения роли работников и трудовых коллективов в регулировании трудовых правоотношений в организациях.
Предложено следующее соотношение государственного и договорного регулирования:
за государством сохраняется право закрепления и конкретизации в трудовом законодательстве конституционных положений, основополагающих процедур и комплекса общеобязательных для применения гарантий трудовых прав работников;
на уровне коллективно-договорного регулирования определяются отраслевые, региональные и другие особенности организации труда и предоставления трудовых гарантий;
индивидуально-договорное регулирование становится способом определения с участием работника уровня условий труда и его стимулирования.
На работодателя возлагается безусловная обязанность консультироваться с представительным органом работников, по возможности учитывать его мнение, оставив за работодателем право принятия окончательного решения. За профсоюзом либо другим представительным органом сохраняется право на обжалование в органах по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров управленческих решений работодателя.
Проект Трудового кодекса Российской Федерации подготовлен на базе концепции, которая исходит из необходимости определения наиболее оптимального сочетания между производственно-экономической ориентированной на создание экономической базы благополучия людей и общества) и собственно защитной функциями трудового законодательства.
Концепция и основные отличия законопроекта
от действующего КЗоТ Российской Федерации
При подготовке законопроекта использован опыт разработки проекта Основ законодательства о труде Российской Федерации (1992 г.), проекта закона "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ Российской Федерации" (1995 г.), а также приняты во внимание положения рассматриваемых в настоящее время в Государственной Думе законопроектов по вопросам регулирования труда и трудовых отношений.
Проект Трудового Кодекса Российской Федерации доработан с учетом замечаний и предложений, поступивших от субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и работодателей, научных организаций, а также по результатам обсуждения на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Неурегулированные разногласия рассматривались в рамках специально созданной рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Большинство замечаний и предложений учтено и включено в окончательную редакцию текста проекта.
Задача оптимизации трудового законодательства заключается в достижении гармоничного сочетания различных методов правового регулирования труда.
В проекте Трудового кодекса Российской Федерации предусматривается более широкое использование договорного (коллективного и индивидуального) регулирования трудовых отношений.
По новому предлагается решить проблему полномочий профессиональных союзов. Ныне действующий фактически закрепляет право профсоюзов директивно и жестко вмешиваться практически во все вопросы стратегии и тактики управления производством и трудом, тогда как в условиях рынка действительно производительные трудовые отношения не могут не основываться на определяющей роли работодателя в организации труда, поскольку именно работодатель должен нести ответственность за экономические и социальные результаты управления. Поэтому введение или сохранение обязательного согласования с профсоюзами большинства управленческих решений как императивного условия их реализации не может быть признано целесообразным.
В проекте предлагается возложить на работодателя безусловную обязанность консультироваться с представительным органом работников и, по возможности, учитывать его мнение, но право принятия окончательного решения оставлено за работодателем. При этом за представительными органами работников сохраняется право на обжалование в органах по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров управленческих решений работодателя.
Предложено определить объективно необходимый, юридически и экономически оправданный уровень гарантий для всех работников и специальных - для отдельных категорий работников. В частности, предлагается снять однозначные запреты на направление в командировки женщин, имеющих малолетних детей, льготы лицам, совмещающим работу с обучением, предоставлять только при получении образования соответствующего уровня впервые и т.п.
Законопроект концептуально исходит также из того, что предоставление гарантий не должно быть излишне обременительно для работодателя (например, отвлечение работника от работы для выполнения государственных или общественных обязанностей должно компенсироваться соответственно государством или общественной организацией).
В связи с большим количеством вопросов, возникающих в настоящее время при регулировании труда отдельных категорий работников (например, руководителей организаций, совместителей, лиц работающих у работодателей - физических лиц) выделен специальный раздел, посвященный особенностям регулирования труда отдельных категорий работников.
В проекте в качестве самостоятельных разделов с небольшими коррективами воспроизведены основные нормы действующих Законов о коллективных договорах и соглашениях, о порядке разрешения коллективных трудовых споров, проекта федерального закона о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Проект состоит из 14 разделов, посвященных основным институтам трудового законодательства, которые в свою очередь, разбиты на 49 глав и 354 статей, устанавливающих механизмы регулирования трудовых отношений и реализации прав сторон этих отношений.
Раздел I "Общие положения" посвящен общим вопросам трудового законодательства. Необходимо выделить несколько самых важных вопросов, решаемых в этом разделе:
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации трудовое законодательство отнесено к сфере совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, поэтому в проекте предлагается законодательно разграничить компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений.
2. Провозглашается приоритет Трудового кодекса, как базового документа отраслевого законодательства над другими законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
3. Сохранен базовый принцип трудового законодательства о том, что условия договоров о труде не могут ухудшать положение работников по сравнению с законами и иными нормативными правовыми актами.
Раздел II касается основных принципов социального партнерства в трудовых отношениях, определяет органы по регулированию социально-трудовых отношений, устанавливает процедуры заключения коллективных договоров и соглашений. Отдельная глава решает вопросы участия работников в управлении организацией.
Раздел III посвящен основному институту трудового права - трудовому договору. В этом разделе решаются вопросы заключения, изменения условий и расторжения трудового договора. В отдельную главу выделены вопросы защиты личных данных о работниках, что отсутствовало раньше в законодательстве о труде.
Вопросы регулирования трудового распорядка в организациях, а также правила применения поощрений и взысканий отражены в Разделе IV. В частности, предусмотрен перечень обязательных локальных актов, которые должны приниматься в организациях.
Раздел V касается вопросов регулирования рабочего времени. В частности, новым, по сравнению с действующим законодательством, является предложение о предоставлении работнику возможности работать за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по собственной инициативе с соответствующей оплатой.
Разделом VI "Время отдыха" регулируются вопросы междусменного, еженедельного отдыха, и, в основном, вопросы, касающиеся порядка предоставления ежегодных основных и дополнительных отпусков. Впервые в Кодексе появляется законодательное определение основного отпуска, определяется порядок предоставления основного и дополнительных отпусков, предусматривается возможность частичной замены отпуска денежной компенсацией.
Раздел VII устанавливает минимальные гарантии в области оплаты труда, определяет механизм регулирования оплаты труда, в том числе при работе с условиях, отличающихся от нормальных.
Раздел VIII определяет виды гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику, а также порядок реализации прав работников на их предоставление. В проекте сведены все случаи предоставления гарантий и компенсаций, ныне содержащиеся в различных актах, а также определены их отличительные размеры
В настоящее время уделяется большое внимание профессиональному обучению работников, в том числе непосредственно на производстве. Эти вопросы регулируются в Разделе IX.
Раздел X посвящен безопасности, гигиене и охране труда. В нем предусмотрены обязанности работодателя по обеспечению охраны труда работников, порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, требования и порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Имущественная ответственность сторон трудового договора, порядок и условия наступления такой ответственности, ее пределы установлены в Разделе XI.
В Разделе XII рассматриваются вопросы регулирования труда отдельных категорий работников. Особенности предусмотрены для регулирования труда: руководителей организаций; лиц, работающих по совместительству; женщин и других лиц с семейными обязанностями; работников моложе 18 лет; работников, заключивших трудовой договор на срок не менее двух месяцев; сезонных работников; лиц, работающих вахтовым методом; лиц, работающих у работодателей - физических лиц; работников междугороднего транспорта; педагогических работников; работников, направляемых на работу за границу.
Раздел XIII посвящен защите трудовых прав работников. В разделе определена система и порядок работы органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, установлен порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Отдельная глава рассматривает вопросы защиты трудовых прав работников со стороны профессиональных союзов.
В разделе XIV (заключительные положения) определен порядок введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации.
Необходимость отмены и внесения изменений
в действующие законодательные акты
При вступлении в силу нового Трудового кодекса Российской Федерации предлагается признать утратившим силу действующий Кодекс законов о труде Российской Федерации, с изменениями и дополнениями, поскольку все его положения, подтвердившие свою жизнеспособность, включены в текст законопроекта, который предлагается ввести с 1 января 2000 года.
Финансово-экономическое обоснование
Принятие проекта Трудового кодекса Российской Федерации в предложенной редакции не предусматривает выделения дополнительных средств из бюджетов всех уровней.
Новым Кодексом определяется минимум социальных гарантий для работников. Дополнительные льготы и социальные гарантии, предоставленные сверх установленных Кодексом, должны устанавливаться в рамках коллективных договоров, соглашений или по решениям Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными законами в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.