Письмо Президента РФ от 23 февраля 1999 г. N Пр-244
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 22 января 1999 г. и считающийся одобренным Советом Федерации Федеральный закон "О коммерческой тайне" (далее именуется - Федеральный закон).
Основанием для отклонения Федерального закона является отсутствие достаточно продуманной концепции правового регулирования отношений, связанных с охраной информации, составляющей коммерческую тайну, а также противоречие отдельных положений Федерального закона Гражданскому кодексу Российской Федерации и иным законодательным актам Российской Федерации.
Следует отметить, что вопросы, связанные с защитой информации, имеющей ограниченный доступ, в том числе коммерческой тайны, в достаточной степени урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 139, 727, 771 и 772) и другими законодательными актами Российской Федерации. Кроме того, в Федеральном законе содержатся положения, не относящиеся к предмету регулирования данного законодательного акта.
Представляется излишним включение в Федеральный закон положений, связанных с осуществлением всего комплекса прав в отношении информации, составляющей коммерческую тайну. Статья 139 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что законодательно могут быть решены только вопросы определения перечня сведений, которые заведомо не могут составлять коммерческую тайну, а также вопросы защиты коммерческой тайны, в связи с чем подход законодателя в рассматриваемом Федеральном законе считаю неправомерным.
Кроме того, следует отметить, что информация, составляющая коммерческую тайну, относится к объектам гражданских прав, то есть в отношении коммерческой тайны действуют соответствующие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, включая нормы о гражданско-правовой ответственности за ее разглашение и использование.
Представляется также неправомерным и не соответствующим законодательству Российской Федерации, в частности статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации, разделение в Федеральном законе всей информации, составляющей коммерческую тайну, на собственно такую информацию и "ноу-хау" с установлением в отношении последнего специального правового режима.
Во-первых, предлагаемое в Федеральном законе определение "ноу-хау" не соответствует установленному в статье 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, которые в настоящее время применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Во-вторых, общие вопросы правового регулирования отношений в области "ноу-хау", являющегося особым видом интеллектуальной собственности, могут быть решены только в рамках части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Содержащееся в статье 2 Федерального закона определение информации, составляющей коммерческую тайну, не соответствует определению, данному в статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положения статьи 17 Федерального закона, регулирующие вопросы отнесения к государственной тайне информации, которая может составлять коммерческую тайну, относятся к сфере действия Закона Российской Федерации "О государственной тайне".
Федеральный закон имеет ряд иных существенных недостатков, свидетельствующих о необходимости пересмотра его концептуальных положений и детальной доработки.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 23 февраля 1999 г. N Пр-244
Текст письма официально опубликован не был