Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И,
судей Адушкиной И.В. и Ериной Н.П,
при секретаре Зобниной Я.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 октября 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Насибуллина С.Л. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения N311373/18-2068 от 26 октября 2018 г. в части отказа в назначении пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды трудовой деятельности, назначении пенсии по апелляционной жалобе истца Насибуллина С.Л. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 09 июля 2019 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Насибуллина С.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее - ГУ - УПФР в го Саранск Республики Мордовия) о признании незаконным и отмене решения N311373/18-2068 от 26 октября 2018 г. в части отказа в назначении пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды трудовой деятельности, назначении пенсии.
В обоснование требований истец указала, что 14 сентября 2018 г. она обратилась в ГУ - УПФР в го Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика N311373/18-2068 от 26 октября 2018 г. истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа - 25 лет. По мнению ответчика, ее специальный стаж составляет 23 года 3 месяца 18 дней.
В специальный стаж ответчиком не засчитаны периоды ее работы с 1 сентября 2001 г. по 31 августа 2002 г. в должности учителя французского языка с педагогической нагрузкой 15 часов в неделю, с ведением 4 часов факультатива и с совмещением должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе - 0,6 ставки по 14 разряду, с 1 сентября 2002 г. по 31 августа 2003 г. в должности учителя французского языка с педагогической нагрузкой 9 часов в неделю, с совмещением должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе - 0,5 ставки по 14 разряду в Лицее народной дипломатии г. Сыктывкара.
Просила суд признать незаконным и отменить решение ответчика N311373/18-2068 от 26 октября 2018 г. в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указанные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с 14 сентября 2018 г, а также взыскать в ее пользу с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 июля 2019 г. в удовлетворении исковых требований Насибуллиной С.Л. отказано.
В апелляционной жалобе Насибуллина С.Л. просит решение суда первой инстанции в части отказа возложить обязанность на ответчика зачесть в специальный стаж периоды её работы с 1 сентября 2001 г. по 31 августа 2002 г. и с 1 сентября 2002 г. по 31 августа 2003 г. отменить, признать решение ГУ - УПФР в го Саранск Республики Мордовия N311373/18-2068 от 26 октября 2018 г. об отказе в назначении пенсии незаконным. Указывает, что поскольку преподавательская работа руководящих работников в том же учреждении без занятия штатной должности не считается совместительством и не требует заключения трудового договора, то преподавательская работа предусматривается в приказе о распределении учебной нагрузки. Поэтому факт полного рабочего времени должен определяться путем суммирования частей ставок заработной платы (должностных окладов), выплаченных за отработанное время по каждой должности. Суммарно она выполняла норму рабочего времени с 1 сентября 2001 г. по 31 августа 2002 г. на 1, 4 ставки. С 1 сентября 2002 г. по 31 августа 2003 г. на 1 полную ставку. Считает, что запрет на суммирование работы по двум равноценным льготным должностям ведет к ущемлению прав истца на пенсионное обеспечение, нарушению конституционных принципов равноправия и справедливости.
В возражениях на апелляционную жалобу истца представитель ответчика ГУ - УПФР в го Саранск Республики Мордовия Романова В.Ф. просит решение суда оставить без изменения, а доводы жалобы - без удовлетворения. Считает, что основным условием досрочного пенсионного обеспечения заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы является выполнение работы за должностной оклад в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством. При этом выполнение в указанный период преподавательской работы значения не имеет.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Насибуллиной С.Л, её представителя Черчимова О.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов апелляционной жалобы представителя ответчика ГУ - УПФР в го Саранск Республики Мордовия Святкиной М.А, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, трудовой книжке (л.д. 10-19) и справкам, уточняющим особый характер труда, - от 5 апреля 2019 г. N45 и от 5 апреля 2019 г. N46, выданным муниципальным автономным общеобразовательном учреждением "Лицей народной дипломатии" г. Сыктывкара (л.д. 20-21, 36-37), следует, что Насибуллина С.Л. работала полный рабочий день с 1 сентября 2001 г. по 31 августа 2002 г. в должности учителя французского языка с нагрузкой 15 н/часов (приказ N68о от 6 сентября 2001 г.) (л.д. 26-27) с ведением дополнительно факультативов и индивидуальной работой с учащимися с нагрузкой 7 н/часов (приказ N87о от 22 октября 2001 г.) (л.д. 29), научно - методической работы в количестве 2 н/часа (приказ N75о от 7 сентября 2001 г.) (л.д. 30) и заместителем по учебно - воспитательной работе на 0,6 ставки (приказ N77о от 21 сентября 2001 г.) (л.д. 24) и в период с 1 сентября 2002 г. по 31 августа 2003 г. работала полный рабочий день в должности учителя французского языка с нагрузкой 9 н/часов (приказ N63о от 9 сентября 2002 г.) (л.д. 40-42) с ведением дополнительно факультативов и индивидуальной работой с учащимися с нагрузкой 6 н/часов (приказ N185л от 30 октября 2002 г.) (л.д. 45), научно - методической работы в количестве 3 н/часа (приказ N66о от 9 сентября 2002 г.) (л.д. 46) и заместителем по учебно - воспитательной работе на 0,5 ставки (приказ N68о от 9 сентября 2002 г.) (л.д. 39).
В соответствии с приказом СМОУ "Лицей народной дипломатии" N71о от 25 сентября 2002 г, учащимся оказываются платные дополнительные услуги за рамками соответствующих образовательных программ и государственных обязательных стандартов с 16 сентября 2002 г, в том числе по названию "Изучение второго иностранного языка" (английский, французский, немецкий). Все формы дополнительных услуг проводятся из расчета 6 рабочих дней в неделю (л.д. 44-45).
Из акта по результатам документальной проверки периода работы и достоверности представленным страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений о страховом стаже от 23 июля 2018 г. N177, составленного ГУ - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) на Насибуллину С.Л, следует, что согласно должностной инструкции от 01 августа 2003 г. основными направлениями деятельности заместителя директора по учебной работе Лицея народной дипломатии являются: организация учебного процесса в школе, руководство им и контроль над развитием этого процесса, обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе. В должностные обязанности заместителя директора Лицея народной дипломатии по учебной работе входит: организация текущего и перспективного планирования деятельности педагогического коллектива; координация работы учителей и других педагогических работников по выполнению учебных планов и программ; систематический контроль за качеством образовательного процесса и объективностью оценки результатов образовательной подготовки обучающихся, работой кружков и факультативов предметной направленности; посещение уроков и других видов учебных занятий, проводимых работниками Лицея народной дипломатии (не менее 180 часов в год), анализ их форм и содержания, доведения результатов анализа до сведения педагогов; организация работы по подготовке и проведению итоговой аттестации; сессионного контроля; разработка и подготовка экзаменационного материала и другое (л.д. 91-96).
В этом же акте имеется ссылка на проверенные первичные документы по Лицею народной дипломатии г. Сыктывкара, а именно: приказ N77 от 21 сентября 2001 г. из которого следует, что Насибуллина С.Л. в соответствии со штатным расписанием на 2001/2002 учебный год работала заместителем директора по УВР на 0,6 ставки.
Из приказа N 68о от 06 сентября 2001 г. "О проведении тарификации на 2001-2002 учебный год" следует, что Насибуллина С.Л. учитель французского языка имеет учебную нагрузку 15 н/ч. (л.д. 26-27).
14 сентября 2018 г. Насибуллина С.Л. через сайт Госуслуг обратилась в ГУ - УПФР в го Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д. 75-76).
Решением ответчика N311373/18-2068 от 26 октября 2018 г. Насибуллиной С.Л. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 25 лет, имеется 23 года 3 месяца 18 дней.
В специальный стаж не засчитаны оспариваемые истцом периоды: с 1 сентября 2001 г. по 31 августа 2002 г. в должности учителя французского языка с педагогической нагрузкой 15 часов в неделю, с ведением 4 часов факультатива и с совмещением должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе - 0,6 ставки по 14 разряду; с 1 сентября 2002 г. по 31 августа 2003 г. в должности учителя французского языка с педагогической нагрузкой 9 часов в неделю с совмещением должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе - 0,5 ставки по 14 разряду в Лицее народной дипломатии г. Сыктывкара, поскольку не подтверждается занятие штатной должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на полную ставку, не выполнена норма рабочего времени учителя, установленная за ставку заработной платы, что не соответствует пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781. Факультативное занятие в объеме 4 часов в неделю не учтены при подсчете педагогической нагрузки, поскольку документально не подтверждено, что факультативные занятия включены в учебный план (л.д. 8-9).
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и сомнений в достоверности не вызывают.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Насибуллиной С.Л, поскольку суммирование педагогической нагрузки заместителя директора по учебно-воспитательной работе с учебной нагрузкой учителя в целях пенсионного обеспечения действующим законодательством не предусмотрено, так как для каждого вида указанной деятельности установлены различные критерии и нормы часов рабочего времени.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, так как он основан на фактических обстоятельствах дела и сделан при правильном применении норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г. (нормы указанного Федерального закона приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Насибуллиной С.Л. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление от 16 июля 2014 г. N665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1, пункта 3 Постановления от 16 июля 2014 г. N665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N781), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516 (далее - Правила N516).
Пункт 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка N781 к учреждениям, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относит общеобразовательные учреждения - лицей; пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка N 781 предусмотрены такие должности как учитель, заместитель директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом.
В соответствии с пунктом 4 Правил N781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Подпункт "б" пункта 8 Правил N781 предусматривает, что в стаж педагогической деятельности засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", письма Минобразования Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 16 января 2001 г. N20-58-19/20-5/7 "О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждения", действовавших в рассматриваемый спорный период, норма часов педагогической нагрузки на ставку заработной платы для педагогов общеобразовательных учреждений составляет 18 часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
При этом заместитель директора, осуществляя руководство образовательным процессом, методическую работу, вправе заниматься и учебной деятельностью, однако за осуществление этой деятельности заработная плата начисляется отдельно, исходя из часов учебной нагрузки, оплата же по должности заместителя директора осуществляется из ставки должностного оклада. Таким образом, работа в должности заместителя директора в школе подлежит включению в специальный педагогический стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, соответствующей полной ставке должностного оклада.
По смыслу вышеприведенных норм суммирование педагогической нагрузки заместителя директора школы по воспитательной работе с учебной нагрузкой учителя при неполной нагрузке по каждой из этих должностей в целях пенсионного обеспечения действующим законодательством не предусмотрено, так как для каждого вида указанной деятельности установлены различные критерии и нормы часов рабочего времени. Из содержания пункта 4 Правил N781 следует, что возможно суммирование или педагогической, или учебной нагрузки по основному и другим местам работы.
Доводы апелляционной жалобы, повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении, были предметом судебной оценки при разрешении судом спора, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, иному толкованию законодательства.
Ссылки истца на подпункт "ж" пункта 2 постановления Минтруда Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры", устанавливающий, что для педагогических работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора работа без занятия штатной должности в том же учреждении, в том числе преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, не дает оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку приведенная норма регулирует особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и не регулирует отношения, связанные с правом на назначение досрочной страховой пенсии.
Судом первой инстанции в соответствии со статьей 67 ГПК РФ правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таком положении обжалованное решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Насибуллиной С.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи И.В. Адушкина
Н.П. Ерина
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 октября 2019 г.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия В.И. Литюшкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.