Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Лесновой И.С,
судей Ганченковой В.А, Скипальской Л.И,
при секретаре Ивашкиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 октября 2019 г. в г.Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Митрошина Егора Викторовича к Администрации городского округа Саранск, Министерству образования Республики Мордовия, администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным постановления Администрации городского округа Саранск об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по городскому округу Саранск, понуждении включить в указанный список, исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по Рузаевскому муниципальному району Республики Мордовия, и из единого списка по Рузаевскому муниципальному району Республики Мордовия по апелляционной жалобе директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 июля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Митрошин Е.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по городскому округу Саранск.
В обоснование иска указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по Рузаевскому муниципальному району Республики Мордовия, однако, жилым помещением не обеспечен. Учитывая, что в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия проживал временно, с 2015 года проживает в г. Саранске, он обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по городскому округу Саранск. Постановлением Администрации городского округа Саранск от 14 марта 2019 г. N516 во включении в список ему было отказано. Данный отказ считает незаконным.
Просил суд: признать незаконным постановление Администрации городского округа Саранск от 14 марта 2019 г. N516 в части отказа во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда; обязать Администрацию городского округа Саранск включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 апреля 2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство образования Республики Мордовия (л.д. 58).
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 мая 2019 г, занесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (л.д. 68).
7 июня 2019 г. Митрошин Е.В. уточнил исковые требования, просил суд: обязать администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия исключить его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по Рузаевскому муниципальному району Республики Мордовия; обязать Министерство образования Республики Мордовия исключить его из единого списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по Рузаевскому муниципальному району Республики Мордовия (л.д. 75).
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 июня 2019 г, занесённым в протокол судебного заседания, Министерство образования Республики Мордовия, администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия привлечены в качестве ответчиков (л.д. 79).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 июля 2019 г. исковые требования Митрошина Егора Викторовича удовлетворены.
Признано незаконным постановление Администрации городского округа Саранск от 14 марта 2019 г. N516 в части отказа во включении Митрошина Егора Викторовича "дата" года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность включить Митрошина Егора Викторовича "дата" года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
На администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность исключить Митрошина Егора Викторовича "дата" года рождения, из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по Рузаевскому муниципальному району Республики Мордовия.
На Министерство образования Республики Мордовия возложена обязанность исключить Митрошина Егора Викторовича "дата" года рождения, из единого списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по Рузаевскому муниципальному району Республики Мордовия.
В апелляционной жалобе директор Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Кистенев К.И. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что: выезд детей-сирот, лиц из числа детей-сирот на постоянное место жительства на территорию другого муниципального образования в пределах одного субъекта не является основанием для исключения из списка, то есть лицо, будучи включенным в список на обеспечение жилым помещением в одном муниципальном образовании, реализует своё право на получение жилого помещения именно в этом муниципальном образовании вне зависимости от того, что после включения в список он сменил место жительства на другое муниципальное образование; возложение судом на администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия обязанности по исключению истца из списка является незаконным, поскольку в полномочия органа местного самоуправления не входит исключение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот из списка муниципального образования, данное решение может принимать уполномоченный орган - Министерство образования Республики Мордовия; к участию в деле должно было быть привлечено Министерство финансов Республики Мордовия, осуществляющее контроль за целевым использованием субвенций.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства образования Республики Мордовия, представителя администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, своевременно и надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, представлены заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Министерства образования Республики Мордовия и представителя администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (л.д. 120, 121, 124, 127).
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Ионов С.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, истец Митрошин Е.В. просил решение суда оставить без изменения.
Заслушав объяснения явившихся лиц, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Митрошин Е.В. родился "дата", "данные изъяты" (л.д. 7, 10).
Согласно заключению администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 16 февраля 2015 г. N466 Митрошин Е.В. имеет статус сироты, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения (л.д. 15).
Постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 11 марта 2015 г. N395 Митрошин Е.В. включен в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 45).
Согласно выписке из домовой книги "данные изъяты" от 28 марта 2019 г. Митрошин Е.В. зарегистрирован по месту жительства с 18 сентября 2015 г. по адресу: "адрес" (л.д. 6).
14 февраля 2019 г. Митрошин Е.В. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по городскому округу Саранск.
Согласно сообщению Министерства образования Республики Мордовия от 21 февраля 2019 г. N737 Митрошин Е.В. на основании постановления администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 11 марта 2015 г. N395 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Рузаевскому муниципальному району Республики Мордовия (л.д. 49).
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 14 марта 2019 г. N516 Митрошину Е.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, так как представлены документы, которые не подтверждают право на включение в список (пункт 4, подпункт 2 пункта 6 статьи 2.1. Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пункт 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, письмо Министерства образования Республики Мордовия от 21 февраля 2019г. N737) (л.д. 26).
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 21 февраля 2019 г. жилого помещения на территории Российской Федерации, находящегося в собственности Митрошина Е.В, не имеется (л.д. 52).Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о незаконности постановления Администрации городского округа Саранск от 14 марта 2019 г. N516 об отказе Митрошину Е.В. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
При этом суд исходил из того, что местом жительства Митрошина Е.В. является г. Саранск и им представлены в полном объёме документы, подтверждающие право на включение в список детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях по городскому округу Саранск.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции основанным на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании пунктов "к" и "ж" части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (пункт 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Республике Мордовия регулируются Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
Частью 4 статьи 2 указанного Закона Республики Мордовия установлено, что специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населённом пункте.
Порядок формирования и ведения списка детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, установлен в статье 3 приведённого Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N24-З.
Уполномоченный орган или органы местного самоуправления в случае наделения их законом Республики Мордовия соответствующим полномочием (далее - органы местного самоуправления) формируют муниципальный список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 статьи 2 настоящего Закона.
Органы местного самоуправления представляют список в уполномоченный орган ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за очередным кварталом. В список включаются лица, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона, достигшие возраста 14 лет.
Уполномоченный орган формирует сводный республиканский список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот.
Список ведётся по форме, утверждённой Правительством Республики Мордовия, и формируется отдельно по каждому муниципальному образованию по дате постановки детей-сирот, лиц из числа детей-сирот на учёт в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 г. и по дате принятия детей-сирот, лиц из числа детей-сирот на регистрационный учёт в органе местного самоуправления после 1 января 2013 г. Если дата принятия на регистрационный учёт совпадает у нескольких детей-сирот, то включение в список осуществляется в алфавитном порядке (по фамилии, имени, отчеству).
Список утверждается уполномоченным органом ежеквартально по состоянию на 1 число месяца, следующего за ответным кварталом, в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за последним месяцем квартала.
Уполномоченный орган (органы местного самоуправления) ежегодно в срок до 25 января проводят сверку информации о детях-сиротах, лицах из числа детей-сирот, включенных в список.
В целях реализации Закона Республики Мордовия "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" постановлением Администрации городского округа Саранск от 10 апреля 2014 г. N967 утверждён Административный регламент предоставления государственной услуги "Включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений".
В пунктах 2.5.1 - 2.5.2. данного Регламента приведён перечень документов, необходимых для предоставления вышеуказанной государственной услуги.
При этом требовать предоставления иных документов, не предусмотренных Регламентом, запрещается (пункт 2.5.4.).
Из материалов дела видно, что при обращении в Администрацию городского округа Саранск Митрошиным Е.В. представлены все документы, предусмотренные вышеуказанным регламентом.
Согласно содержащимся в материалах дела доказательствам истец имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, то есть на включение его в соответствующий список.
При таких обстоятельствах у Администрации городского округа Саранск отсутствовали правовые основания для отказа во включении Митрошина Е.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно исходил из места жительства Митрошина Е.В.
В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со статьёй 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, осуществляя регистрацию проживания по тому или иному месту жительства, гражданин подтверждает своё волеизъявление на постоянное или преимущественное проживание по адресу регистрации.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Учитывая, что Митрошин Е.В. в настоящее время проживает в городском округе Саранск, какой-либо связи с Рузаевским муниципальным районом Республики Мордовия не имеет, право на предоставление специализированного жилого помещения не реализовал, то при таких обстоятельствах он имеет право на включение в указанный список по городскому округу Саранск для предоставления в дальнейшем специализированного жилого помещения в границах данного населённого пункта.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы в данной части основаны на неправильном толковании норм материального права.
Доводы представителя Администрации городского округа Саранск о том, что суд незаконно исключил Митрошина Е.В. из указанного выше списка по Рузаевскому муниципальному району, судебная коллегия не принимает во внимание.
С учётом изменения места жительства оснований для сохранения за истцом права на предоставление специализированного жилого помещения в г. Рузаевка не имеется.
При этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность согласования органом местного самоуправления с уполномоченным органом (Министерством образования Республики Мордовия) возможности исключения ребёнка-сироты, подлежащего обеспечению жилым помещением по договору специализированного найма жилого помещения, из списка того или иного муниципального образования.
Кроме того, решение суда в данной части не затрагивает права Администрации городского округа Саранск.
Не заслуживают внимания и доводы апелляционной жалобы о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм процессуального законодательства, выразившихся в не привлечении к участию в деле Министерства финансов Республики Мордовия, поскольку обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений соответствующим категориям лиц на указанное учреждение действующим законодательством не возложена. Министерство финансов Республики Мордовия осуществляют контроль за целевым использованием субвенций, выделенных на данные цели.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. - без удовлетворения.
Председательствующий И.С. Леснова
Судьи В.А. Ганченкова
Л.И. Скипальская
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 октября 2019 г.
Судья Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.