Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Ю.П. Тамарова,
судей А.О. Бажанова и С.И. Филимонова,
при секретаре С.В. Ермаковой,
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 октября 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Уткина А.В. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 сентября 2019 г.
Заслушав доклад судьи С.И. Филимонова, судебная коллегия
установила:
Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (далее - МВД по Республике Мордовия) обратилось в суд с административным иском о продлении срока пребывания в специальном учреждении гражданина Республики Узбекистан А.В. Уткина, подлежащего депортации, на срок до одного месяца, а именно, до 17 октября 2019 г.
В обосновании заявленного требования указало на то, что приговором Калужского областного суда от 9 августа 2002 г. гражданин Республики Узбекистан А.В. Уткин "дата" года рождения, признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом "з" части второй статьи "данные изъяты", пунктом "б" части третьей статьи "данные изъяты", частью пятой статьи 33 пунктами "б", "в", "г" части второй статьи "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком, с учетом изменений, семнадцать лет пять месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с конфискацией имущества. Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение N "N" от 14 июля 2015 г. "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы" до 17 августа 2027 г. МВД по Республике Мордовия приняло решение о депортации гражданина Республики Узбекистан А.В. Уткина из Российской Федерации.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 20 мая 2019 г. А.В. Уткин помещен в специальное учреждение на срок до 17 июня 2019 г. Решение о депортации не исполнено.
Срок пребывания А.В. Уткина продлевался судом до 17 июля 2019 г, впоследствии до 17 августа 2019 г, 17 сентября 2019 г.
Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия направлялся запрос в Посольство Республики Узбекистан в Российской Федерации с приложением справки о непринадлежности гражданству на имя А.В. Уткина, представленной административным ответчиком в ходе судебного заседания, с целью выяснения вопроса о ее подлинности. Из Посольства Республики Узбекистан поступил ответ о том, что указанная справка не истребовалась из компетентных органов Республики Узбекистан и не выдавалась, документ имеет признаки подделки.
Установленного судом срока оказалось недостаточным для исполнения решения о его депортации.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 сентября 2019 г. административный иск удовлетворен. Срок пребывания гражданина Республики Узбекистан А.В. Уткина "дата" года рождения, подлежащего депортации, в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Мордовия, расположенном по адресу: "адрес" продлен до 17 октября 2019 г.
В апелляционной жалобе А.В. Уткин просит указанное решение суда первой инстанции отменить. Указывает на то, что он находится в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Мордовия уже пятый месяц, представитель административного истца не представил доказательств принадлежности гражданства А.В. Уткина Республики Узбекистан. Административный ответчик является лицом без гражданства.
В судебном заседании административный ответчик А.В. Уткин доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании представитель административного истца МВД по Республике Мордовия А.А. Кудашкин просил решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 сентября 2019 г. оставить без изменения, жалобу административного ответчика без удовлетворения, пояснив при этом, что в связи с полученным ответом из Министерства юстиции Республики Узбекистан о том, что А.В. Уткин не является гражданином указанного государства, каких-либо дальнейших действий по его депортации проводиться не будет.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.В. Умнова в заключении полагала, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Рассмотрев на основании части первой статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям части третьей статьи 55 и части третьей статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. N 199 утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, утвержденного, к числу таковых отнесено Министерство юстиции Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 115-ФЗ) предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Этой же статьей установлено, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержаться в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Согласно пунктам 9, 12 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Закона, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
В соответствии с пунктом 9.4 статьи 31 и пунктом 4 статьи 32.2 Федерального закона N 115-ФЗ помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя.
Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение на срок свыше сорока восьми часов может осуществляться только на основании решения суда (пункт 9.4 статьи 31 и пункт 4 статьи 32.2 Федерального закона N 115-ФЗ).
Как следует из материалов дела, согласно заключению об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства N "N" А.В. Уткин "дата" года рождения, гражданин Республики Узбекистан, уроженец г. Ташкент Узбекской ССР, въехал в Российскую Федерацию в 1996 году по паспорту гражданина Республики Узбекистан "N", выданному полномочным органом Республики Узбекистан 27 ноября 1996 г, гражданство Российской Федерации не приобретал, до осуждения проживал на территории Российской Федерации по адресу: "адрес"
Приговором Калужского областного суда от 9 августа 2002 г. А.В. Уткин осужден за совершение преступлений, предусмотренных пунктом "з" части второй статьи "данные изъяты", пунктом "б" части третьей статьи "данные изъяты", частью пятой статьи 33 пунктами "б", "в", "г" части второй статьи "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, с учетом изменения, к семнадцати годам пяти месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с конфискацией имущества.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 14 июля 2015 г. N "N" признано нежелательным пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан А.В. Уткина сроком до 17 августа 2027 г.
На основании указанного распоряжения МВД по Республике Мордовия принято решение от 13 мая 2019 г. о депортации из Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан А.В. Уткина.
Данные распоряжение и решение не отменены и незаконными не признаны.
17 мая 2019 г. А.В. Уткин освобожден из исправительного учреждения по отбытии наказания и на основании решения МВД по Республике Мордовия от 13 мая 2019 г. и помещен в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Мордовия на 48 часов.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 20 мая 2019 г. А.В. Уткин помещен в вышеуказанный Центр на срок до 17 июня 2019 г.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 14 июня 2019 г. срок пребывания А.В. Уткина, подлежащего депортации, продлен до 17 июля 2019 г.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 16 июля 2019 г. срок пребывания А.В. Уткина, подлежащего депортации, продлен до 17 августа 2019 г.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 16 августа 2019 г. срок пребывания А.В. Уткина, подлежащего депортации, продлен до 17 сентября 2019 г.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 сентября 2019 г. срок пребывания А.В. Уткина, подлежащего депортации, продлен до 17 октября 2019 г.
В связи с отсутствием у А.В. Уткина документа, удостоверяющего его личность, МВД по Республике Мордовия дано заключение об установлении личности, согласно которому А.В. Уткин является гражданином Республики Узбекистан.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями лиц, участвующих в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации А.В. Уткина не имеется, в отношении него принято решение о депортации за пределы Российской Федерации, которое не отменено.
С данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.
Согласно статье 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии компетентные органы государства запрашиваемой Стороны принимают по запросу компетентных органов государства запрашивающей Стороны лиц, которые въехали на территорию государства запрашивающей Стороны или находятся на указанной территории с нарушением законодательства этого государства по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывших наказание в виде лишения свободы на территории государства запрашивающей Стороны, если установлено, что они являются гражданами государства запрашиваемой Стороны.
Таким образом, Республика Узбекистан могла принять А.В. Уткина, если бы он был гражданином указанного государства.
Вместе с тем, согласно сообщению Министерства юстиции Республики Узбекистан от 28 июля 2019 г. А.В. Уткин не является гражданином Республики Узбекистан.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 25 сентября 2014 г. N 1830-О, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.
С учетом этого суду надлежит проверять эффективность и достаточность действий уполномоченного органа, предпринимаемых при проведении процедуры депортации.
В частности, необходимо принимать во внимание сроки направления и рассмотрения запросов о реадмиссии компетентными органами запрашивающей и запрашиваемой сторон, установленные соответствующими межправительственными соглашениями.
Вместе с тем в случае, когда из обстоятельств дела следует, что лицо пребывает в специальном учреждении длительное время, уполномоченный орган не представляет сведений о возможности исполнения решения о депортации в ближайшее время, отсутствуют данные о том, что административный ответчик может скрыться или уклониться от исполнения решения о депортации, представляется, что суд вправе отказать в удовлетворении административного искового заявления о продлении срока пребывания данного лица в специальном учреждении.
Сведения о том, что А.В. Уткин не является гражданином Республики Узбекистан, поступили в Министерство юстиции Российской Федерации уже 1 августа 2019 г. и действия уполномоченных органов в данной ситуации нельзя признать эффективными.
При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 настоящего Кодекса, также не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 сентября 2019 г. отменить, вынести новое решение.
В удовлетворении административного иска Министерства внутренних дел по Республике Мордовия к Уткину А.В. о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий Ю.П. Тамаров
судьи А.О. Бажанов
С.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.