ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
25 сентября 2019 г. по делу N 3а-32/2019
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда Республики Мордовия Бажанова А.О,
при секретаре Палаткиной А.С,
с участием в деле
административного истца - Аксенова В.И, его представителя адвоката Наумовой О.В,
административного ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее ФГБУ "ФКП Росреестра"),
заинтересованного лица - Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия, его представителя Ионова С.А,
заинтересованного лица Столярова Ю.А,
заинтересованного лица - инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 сентября 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по административному исковому заявлению Аксенова Вячеслава Ивановича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Аксенов В.И. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером "N", общей площадью 319,1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в сумме 3 197 000 рублей.
В обоснование иска указал, что являлся собственником указанного объекта недвижимости. Так жилой дом продан до истечения 5 лет с момента регистрации права собственности в 2018 году по цене ниже кадастровой стоимости, инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска исчислен из кадастровой стоимости налог на доход физического лица. Налог в сумме им уплачен.
Кадастровая стоимость жилого дома определена в сумме 6 724 809 рублей по состоянию на 3 декабря 2014 г.
Так кадастровая стоимость значительно превышает рыночную цену жилого дома, административный истец её оспаривает. Пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости повлечёт пересчёт суммы налога на доход физического лица.
Согласно отчёту об оценке N "N" от 21 января 2019 г, составленному оценщиком ООО "Каплан", рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером "N" составляет 3 197 000 рублей по состоянию на 3 декабря 2014 г.
По данным основаниям Аксенов В.И. просил суд установить кадастровую стоимость жилого дома равной его рыночной стоимости по состоянию на 3 декабря 2014 г.
Определением Верховного Суда Республики Мордовия от 1 апреля 2019 г. в связи с возникновением вопроса, требующего специальных знаний в области оценочной деятельности, по ходатайству административного истца назначена судебная строительно-техническая экспертиза для установления рыночной стоимости жилого здания (т. 1, л.д. 173-176).
9 сентября 2019 г. в суд поступило заключение эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России от 30 августа 2019 г. N "N", согласно которому рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером "N", общей площадью 319,1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 3 декабря 2014 г. составляет 3 748 664 рубля (т. 1, л.д. 220-228).
Определением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 10 сентября 2019 г. производство по делу возобновлено (т. 1, л.д. 238).
Административный истец Аксенов В.И. представил заявление от 12 сентября 2019 г. о согласии с заключением эксперта, а также уточнил требования административного иска, просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества равной рыночной в размере 3 748 664 рубля.
Представитель административного ответчика ФГБУ "ФКП Ростреестра", представитель заинтересованного лица инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, не просили отложить рассмотрение административного дела.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд в соответствии с положениями части 7 статьи 150 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Административный истец Аксенов В.И, его представитель Наумова О.В. просили удовлетворить уточнённое административное исковое заявление по основаниям в нём указанным.
Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск Ионов С.А. просил отказать в иске ввиду того, что пересмотр кадастровой стоимости может привести к снижению налога на доход физического лица, который поступает в доход бюджета городского округа Саранск.
Заинтересованное лицо Столяров Ю.А. пояснил, что приобрёл в собственность жилой дом у Аксенова В.И, выразил полное согласие с административным исковым заявлением.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.
6 апреля 2018 г. в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись N "N" о праве собственности Аксенова В.Н. на жилой дом с кадастровым номером "N", общей площадью 319,1 кв.м (т. 1 л.д. 11).
По договору купли-продажи от 24 апреля 2018 г. Аксенов В.И. продал жилой дом с кадастровым номером "N", общей площадью 319,1 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" Столярову Ю.А. за 3 200 000 рублей (т. 1 л.д. 7).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером "N" определена по состоянию на 3 декабря 2014 г. в сумме 6 724 809 рублей, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 3 декабря 2014 г. (т. 1, л.д. 15).
В силу статей 208, 210, 217 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложению подлежат все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной форме, за исключением доходов, перечисленных в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что, если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В случаях, не указанных в пункте 3 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (пункт 4).
Согласно пункту 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил, что с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Исходя из этих законоположений, результаты определения кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером "N" затрагивают права и обязанности административного истца Аксенова В.И. как плательщика налога на доходы физического лица, который в рассматриваемом случае исчислен из кадастровой стоимости, что подтверждается представленной административным истцом копией налоговой декларации.
Следовательно, Аксенов В.И. вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером "N" в суде.
Согласно абзацу третьему части одиннадцатой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Суд отклоняет отчёт об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости N "N" от 21 января 2019 г, составленный оценщиком ООО "Каплан", ввиду того, что сведения об объектах-аналогах взяты из объявлений о продажи, в то время как в основу выводов эксперта положены конкретные состоявшиеся сделки по отчуждению жилых домов, что свидетельствует о большей достоверности именно экспертного заключения.
Согласно заключению эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России Т.О.В. от 30 августа 2019 г. N "N" рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером "N", общей площадью 319,1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 3 декабря 2014 г. составляет 3 748 664 рубля без НДС (т. 2, л.д. 220-228).
Рыночная стоимость жилого дома установлена экспертом на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Эксперт предупреждён об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение эксперта, предусмотренной статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 219).
Заключение эксперта полное, ясное, сомнений в обоснованности у лиц, участвующих в деле, не вызвало и у суда не вызывает.
Административный ответчик ФГБУ "ФКП Росреестра", заинтересованное лицо инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска не выразили своего отношения к заключению судебной строительно-технической экспертизы.
Заинтересованное лицо Администрация городского округа Саранск представило письменные возражения, указав, что считает заниженной рыночную цену объекта недвижимого имущества, определённую экспертом, в связи с чем просило отказать в удовлетворении исковых требований.
Заинтересованное лицо Столяров Ю.А. выразил согласие с заключением судебной строительно-технической экспертизы.
Административный истец, административный ответчик, заинтересованные лица не заявили ходатайства о назначении повторной или дополнительной судебной экспертизы.
С учётом изложенного суд не усматривает оснований для несогласия с заключением судебной экспертизы, и оно может быть принято в целях установления рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление экспертом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Соответственно, заявление об установлении кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером "N" равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Как уже указывалось ранее, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 3 декабря 2014 г. (т. 1, л.д. 15).
18 февраля 2019 г. Аксенов В.И. подал в суд административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером "N" по состоянию на 3 декабря 2014 г. (т. 1, л.д. 2-4).
Исходя из этого и на основании части пятой статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда, могут применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом с учётом положений части десятой статьи 24.18 настоящего Федерального закона сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда, могут применяться по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости жилого дома, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Об этом должно быть указано в резолютивной части решения суда.
Кроме того, в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости в суд - 18 февраля 2019 г, сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и частью 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. Об этом судам даны соответствующие разъяснения в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
В пункте 7 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, разъяснено, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с положениями приказа Росреестра от 12 мая 2015 г. N П/210 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
В соответствии пунктами 11, 12, 13.7 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утверждённого приказом Росреестра от 1 сентября 2011 г. N П/331, указанное учреждение находится в ведении Росреестра и к предмету его деятельности относится осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учёту объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке, оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, а также определение кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Решением органа кадастрового учёта ФГБУ "ФКП Росреестра" от 3 декабря 2014 г. произведён государственный кадастровый учёт жилого дома с кадастровым номером "N", а также определена его кадастровая стоимость по состоянию на 3 декабря 2014 г. в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности (т. 1, л.д. 116-117).
3 декабря 2014 г. кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером "N" определена ФГБУ "ФКП Росреестра" в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 г. N 113 "Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" путём умножения площади жилого дома на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. N 476 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Мордовия", в форме утверждения акта определения кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером "N" от 3 декабря 2014 г. (т. 1, л.д. 97-98).
Так как кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "N" определена ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиала по Республике Мордовия, суд считает, что надлежащим ответчиком является ФГБУ "ФКП Росреестра".
Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административное исковое заявление Аксенова В.И. к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здания жилого дома, общей площадью 319,1 кв. м с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: "адрес", в размере 3 748 664 (три миллиона семьсот сорок восемь тысяч шестьсот шестьдесят четыре) рубля по состоянию на 3 декабря 2014 г.
Сведения о кадастровой стоимости здания жилого дома с кадастровым номером "N", установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Датой подачи заявления Аксенова Вячеслава Ивановича о пересмотре кадастровой стоимости здания жилого дома с кадастровым номером "N", сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 18 февраля 2019 г.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в порядке главы 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия А.О. Бажанов
Мотивированное решение изготовлено 2 октября 2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.