ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Дело N 3а-52/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саранск 8 октября 2019 г.
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Середы Людмилы Ивановны,
при секретаре Ивашкиной Екатерине Васильевне,
с участием:
административного истца - Акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск" (далее - АО "Газпром газораспределение Саранск", Общество), его представителей Кручинкиной Е.П, Макаровой А.В,
административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управления Росреестра по Республике Мордовия), его представителя Начаркиной А.Н,
административного ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"),
заинтересованных лиц:
- Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее - Госкомимущество Республики Мордовия),
- Правительства Республики Мордовия,
- Администрации городского округа Саранск, ее представителя Ионова С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО "Газпром газораспределение Саранск" о признании незаконным действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, выразившегося в вынесении уведомления об отказе в принятии к рассмотрению заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка, обязании Комиссии рассмотреть по существу данное заявление,
установил:
АО "Газпром газораспределение Саранск" обратилось в суд с указанным административным иском к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Комиссия), указав в обоснование, что использует на праве аренды земельный участок с кадастровым номером "N", расположенный по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2007 г. N 612, составила 27 088 453 руб. 62 коп. с удельным показателем кадастровой стоимости 5216,34 руб./кв. м, что соответствует 7-му виду разрешенного использования: "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", с чем Общество не согласилось.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 22 декабря 2014 года установлен факт соответствия удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости данного земельного участка 9-му виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", утвержденному по состоянию на 1 января 2007 г.
Утвержденная Приказом Госкомимущества Республики Мордовия N42 от 27 ноября 2014 г. (далее - Приказ N 42, результаты применяются с 1 января 2015г.), кадастровая стоимость данного земельного участка составила 21 738 261 руб. 51 коп, с 17-м видом разрешенного использования: "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии".
Общество считает, что для кадастровой оценки земельного участка, утвержденной Приказом N 42, должен быть применен 9-й вид разрешенного использования, при этом кадастровая стоимость земельного участка составит 3 773 493 руб. 45 коп, в связи с чем Общество обратилось в Комиссию с заявлением N12/1822 от 18 июля 2019 г. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Уведомлением N13/02/2019-37 от 26 июля 2019 г. Комиссией отказано в принятии к рассмотрению заявления Общества об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "N".
Общество считает данное уведомление незаконным, поскольку при обращении в Комиссию Обществом соблюден порядок, сроки и условия подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, основание пересмотра кадастровой стоимости - недостоверность сведений о кадастровой стоимости, что подтверждается приложенными решением арбитражного суда и справками о кадастровой стоимости.
Административный истец просит:
- признать незаконным действие Комиссии, выразившиеся в вынесении уведомления N13/02/2019-37 от 26 июля 2019 г. об отказе в принятии заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "N";
обязать Комиссию рассмотреть по существу заявление АО "Газпром газораспределение Саранск" N12/1822 от 18 июля 2019 г. о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "N".
Административным ответчиком - Управлением Росреестра по Республике Мордовия представлен отзыв на административное исковое заявление с просьбой об отказе в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что в заявлении Общества не указано основание, по которому должна быть пересмотрена кадастровая стоимость, не приложены сведения, свидетельствующие о недостоверности сведений о действующей кадастровой стоимости, не приложен отчет о рыночной стоимости, решение арбитражного суда не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего недостоверность сведений об объекте недвижимости с 1 января 2015 г, то есть заявление подано без приложения необходимых документов.
Представитель административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра", представители заинтересованных лиц: Госкомимущества Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия в судебное заседание не явились.
Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, заявления с просьбой рассмотреть дело в отсутствие, ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), не усматривается, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представители административного истца Кручинкина Е.П, Макарова А.В. административный иск поддержали по изложенным в нем основаниям, пояснили, что размер кадастровой стоимости земельного участка затрагивает права административного истца, поскольку влияет на арендную плату за земельный участок.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Республике Мордовия Начаркина А.Н. административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель заинтересованного лица - Администрации городского округа Саранск Ионов С.А. просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.
Между Администрацией городского округа Саранск и АО "Газпром газораспределение Саранск" 15 ноября 2015 г. заключен договор N 9781 аренды земельного участка с кадастровым номером "N", площадью 5193 кв.м, вид разрешенного использования: для эксплуатации административного здания, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: "адрес".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 31 мая 2019 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2015 г, составляет 21 738 261 руб. 51 коп.
18 июля 2019 г. Общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "N" в целях приведения ее в соответствие с решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 22 декабря 2014 года по делу NА39-3578/2014.
Уведомлением N13/02/2019-37 от 26 июля 2019 г, подписанным председателем Комиссии, отказано в принятии к рассмотрению данного заявления Общества по тем основаниям, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в Комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, в настоящее время в государственный кадастр недвижимости внесены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республик Мордовия, утвержденные Приказом N 42, не приложены сведения, свидетельствующие о недостоверности сведений о действующей кадастровой стоимости.
Частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть первая).
Поскольку для административного истца обращение в Комиссию для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости является обязательным досудебным порядком рассмотрения спора, определением кадастровой стоимости земельного участка, используемого им на праве аренды, затрагиваются его права и обязанности, как арендатора земельного участка, АО "Газпром газораспределение Саранск" имело право на обращение в Комиссию для пересмотра кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
Согласно пункту 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минэкономразвития России N263 от 4 мая 2012 г, комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением, в том числе отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В силу пункта 15 Порядка если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
Из материалов дела следует, что к заявлению АО "Газпром газораспределение Саранск" о пересмотре кадастровой стоимости были приложены: нотариально заверенная копия договора аренды от 15 ноября 2015 г, копия решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 22 декабря 2014 г. по делу NА39-3578/2014, кадастровые справки о кадастровой стоимости, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 4 433 835 руб. 33 коп. (л.д.24-25), выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости и другие документы.
Удовлетворяя заявленные требования о признании отказа в принятии заявления к рассмотрению незаконным, суд исходит из того, что перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Административным истцом в Комиссию были представлены все необходимые документы, в том числе копия решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 22 декабря 2014 г. и кадастровые справки о кадастровой стоимости земельного участка, свидетельствующие, по мнению административного истца, о недостоверности сведений об объекте недвижимости.
Кроме того, в заявлении в Комиссию о пересмотре кадастровой стоимости прямо указано о недостоверности сведений о земельном участке с кадастровым номером "N" относительно его кадастровой стоимости, то есть указан не тот вид разрешенного использования, который, как следует из пояснений представителей административного истца, не менялся на протяжении всего пользования земельным участком и является актуальным и на сегодняшний день, в связи с чем срок обращения не пропущен.
Указанные выше нормативные правовые положения не предусматривают возможность на стадии принятия документов к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (пункты 19, 20 Порядка).
Несоответствие представленных документов по их содержанию предъявляемым к ним требованиям может являться основанием для отклонения Комиссией заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
Однако, как следует из оспариваемого уведомления, председатель Комиссии фактически проверил содержание представленных документов и дал им оценку.
При таких обстоятельствах основания для отказа в принятии к рассмотрению заявления Общества у Комиссии отсутствовали, отказ в принятии заявления к рассмотрению, изложенный в оспариваемом уведомлении Комиссии, является не соответствующим требованиям закона и нарушает права административного истца.
Довод представителя административного ответчика, изложенный в отзыве, о непредставлении отчета о рыночной стоимости, отклоняется, поскольку, в силу вышеизложенных норм закона, отчет необходимо прикладывать в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Признавая отказ в принятии заявления к рассмотрению незаконным, суд возлагает на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия обязанность рассмотреть поданное 18 июля 2019 г. заявление АО "Газпром газораспределение Саранск" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: "адрес".
Поскольку ответчиком по делу является Управление Росреестра по Республике Мордовия, административный иск к последнему подлежит удовлетворению, а к ФГБУ "ФКП Росреестра" - отклонению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административные исковые требования Акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск" о признании незаконным действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, выразившегося в вынесении уведомления об отказе в принятии к рассмотрению заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка, обязании Комиссии рассмотреть по существу данное заявление удовлетворить в полном объеме.
Уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия N13/02/2019-37 от 26 июля 2019 г. об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: "адрес", признать незаконным.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия рассмотреть поданное 18 июля 2019 г. заявление Акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: "адрес".
Административные исковые требования Акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Л.И. Середа
Мотивированное решение суда составлено 11 октября 2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.