Судья Верховного Суда Республики Мордовия С.И. Филимонов при секретаре судебного заседания А.С. Палаткиной , рассмотрев в г. Саранске Республики Мордовия жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Темниковскому и Теньгушевскому районам УФССП России по Республике Мордовия О.П. Сыркина на решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 5 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью третьей статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении временно исполняющей обязанности руководителя МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области И.А. Ваниной,
установил:
постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Темниковскому и Теньгушевскому районам УФССП России по Республике Мордовия О.П. Сыркина от 4 июля 2019 г. N "N" (далее - постановление от 4 июля 2019 г.) временно исполняющая обязанности руководителя МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области И.А. Ванина признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятнадцать тысяч рублей (л.д. 178-181).
Временно исполняющая обязанности руководителя МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области И.А. Ванина обратилась в суд с жалобой на постановление должностного лица.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 5 августа 2019 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части первой статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 185-191).
Начальник отдела - старший судебный пристав отдела судебных приставов по Темниковскому и Теньгушевскому районам УФССП России по Республике Мордовия О.П. Сыркин подал жалобу в Верховный Суд Республики Мордовия, в которой просил отменить решение судьи районного суда, ссылаясь на то, что территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, которое в данном случае располагается на территории Теньгушевского района Республики Мордовия, а не местом нахождения соответствующего органа Росимущества, в связи с чем жалоба подлежит рассмотрению в Темниковском районном суде Республики Мордовия. Считает, что судья не в полном объеме исследовал материалы дела, поскольку оставил без должного внимания объяснение И.А. Ваниной от 20 июня 2019 г, письмо И.А. Ваниной от 8 апреля 2019 г, а также ее объяснения в протоколе об административном правонарушении, в которых она выражает отказ Росимущества исполнить законные требования судебного пристава-исполнителя, выдвигая условия приема имущества не по закону. Также не согласен с выводом судьи о том, что письменные материалы дела не содержат сведений о составлении судебным приставом-исполнителем акта о передаче на реализацию имущества, арестованного по акту от 11 октября 2018 г, в специализированную организацию, отвечающую предъявляемым к содержанию такого рода документам требованиям, в том числе и в части характеристик передаваемого на реализацию имущества (л.д. 202-203).
Временно исполняющая обязанности руководителя МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области И.А. Ванина подала возражения на жалобу, в которых просила решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 5 августа 2019 г. оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании начальник отдела - старший судебный пристав отдела судебных приставов по Темниковскому и Теньгушевскому районам УФССП России по Республике Мордовия О.П. Сыркин, допрошенный в качестве свидетеля, просил апелляционную жалобу удовлетворить, считает, что временно исполняющая обязанности руководителя МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области И.А. Ванина обоснованно привлечена к административной ответственности по части третьей статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании временно исполняющая обязанности руководителя МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области И.А. Ванина возражала относительно доводов жалобы, просила судебное решение от 5 августа 2019 г. оставить без изменения.
Проверив на основании части третьей статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, судья верховного суда республики приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в ОСП по Темниковскому и Теньгушевскому районам УФССП России по Республике Мордовия на исполнении находилось исполнительное производство от 6 сентября 2018 г. N "N", возбужденное на основании исполнительного листа от 13 августа 2018 г. ФС N "N", выданного Теньгушевским районным судом Республики Мордовия по делу N 2-21/2018, о взыскании с ООО "Такушево", Б.М. Махрова в солидарном порядке денежных средств в сумме 29 285 661 рубль 98 копеек в пользу АО "Россельхозбанк", обращении взыскания на залоговое имущество.
Во исполнение требований указанного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем 11 октября 2018 г. составлен акт о наложении ареста на имущество должника ООО "Такушево", подлежащего дальнейшей реализации, а именно объект завершенного строительства (коровника) и поголовья с/з животных (КРС), нетели в количестве 25 штук.
22 марта 2019 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Темниковскому и Теньгушевскому районам УФССП России по Республике Мордовия было вынесено требование в срок не позднее 31 марта 2019 г. принять на торги - продажу с публичных торгов указанное выше арестованное имущество по акту приема-передачи. Названное требование получено МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее по тексу - МТУ Росимущества) 25 марта 2019 г, о чем свидетельствует штамп ведомства. Одновременно с направлением требования руководителю МТУ Росимущества разъяснена возможность понести административную ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя.
Согласно акту совершения исполнительных действий от 2 апреля 2019 г, составленного судебным приставом-исполнителем с участием представителя МТУ Росимущества, поголовье с/з животных (КРС), нетели в количестве 25 штук в наличии у ответственного хранителя, находится в помещении стойлового содержания, проведена проверка наличия каждой головы с/з животного с целью идентификации и принадлежности индивидуального номера (бирки).
Материалами дела подтверждается, что в определенный срок требование должностного лица службы судебных приставов не исполнено, решение о принятии арестованного имущества - поголовья с/з животных для реализации по акту приема-передачи не принято.
Письмом от 8 апреля 2019 г. временно исполняющая обязанности руководителя МТУ Росимущества И.А. Ванина сообщила о готовности реализации скота в установленном порядке на основании правоустанавливающих или подтверждающих право документов на крупный рогатый скот, мотивировав это тем, что требование о приеме имущества на торги содержит специфическую категорию передаваемого имущества. МТУ Росимущества не располагает возможностью ухода, кормления, санитарного содержания и выгула животных ввиду чего требование судебного пристава-исполнителя о принятии сельскохозяйственного скота в натуре исполнить невозможно. Для реализации имущества просила передать по акту приема-передачи документы, характеризующие поголовье сельскохозяйственных животных (порода скотины, индивидуальная окраска, индивидуальный номер, вес, возраст).
Основанием для привлечения временно исполняющей обязанности руководителя МТУ Росимущества И.А. Ваниной к административной ответственности послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 20 июня 2019 г. выводы о неисполнении требования от 22 марта 2019 г. о принятии по акту приема-передачи поголовья сельскохозяйственных животных (КРС) нетелей в количестве 25 голов на сумму 1 452 300 рублей до 31 марта 2019 г. На дату 2 апреля 2019 г. указанное имущество по акту приема-передачи на торги не принято.
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Темниковскому и Теньгушевскому районам УФССП России по Республике Мордовия О.П. Сыркина от 4 июля 2019 г. N "N" временно исполняющая обязанности руководителя МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области И.А. Ванина признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятнадцать тысяч рублей.
Отменяя вышеназванное постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в деянии И.А. Ваниной состава вменяемого административного правонарушения.
Согласно части первой статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон об исполнительном производстве) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части третьей указанной статьи невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью третьей статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Частью шестой статьи 87 Федерального закона об исполнительном производстве установлен временной диапазон, в который имущество подлежит передаче на торги, установлено ограничение в такой передаче ранее десяти дней с момента установления стоимости имущества; урегулирован предельный срок принятия соответствующего решения судебным приставом-исполнителем.
Соглашением "О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество", утвержденным 30 апреля 2015 г. Федеральной службой судебных приставов России N 0001/13, Росимущества N 01-12/65 (далее - Соглашение), были определены общие условий взаимодействия Федеральной службы судебных приставов России, ее территориальных органов, судебных приставов-исполнителей и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), его территориальных органов по вопросам, связанным с передачей на принудительную реализацию имущества, реализацией имущества, учетом и распределением средств, полученных от реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, осуществления контроля за соблюдением порядка реализации арестованного имущества.
Пунктом 2.3 Соглашения предусмотрено, что передача Росимуществу (его территориальному органу, специализированной организации) арестованного имущества (в случае невозможности передачи арестованного имущества в натуре, когда такое имущество передано судебным приставом-исполнителем под охрану или на хранение должнику либо иному лицу согласно акту о наложении ареста - правоустанавливающих и подтверждающих право документов) для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи (далее - Акт передачи) с приложением оригиналов (а в случае их отсутствия - дубликатов, заверенных копий) правоустанавливающих и подтверждающих право документов и заверенных копий процессуальных документов.
Судебный пристав-исполнитель обязан передать Росимуществу (его территориальному органу, специализированной организации), а Росимущество (его территориальный орган, специализированная организация) обязано принять от судебного пристава-исполнителя для реализации арестованное имущество (правоустанавливающие и подтверждающие право документы) в течение десяти рабочих дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию.
Судья в ходе рассмотрения дела оценил имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях И.А. Ваниной состава вменяемого административного, предусмотренного частью третьей статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводов, которые могли бы опровергнуть выводы о невиновности И.А. Ваниной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в жалобе не приведено, к тому же они являлись предметом судебного разбирательства при рассмотрении жалобы на постановление от 4 июля 2019 г. и получили надлежащую оценку в обжалуемом судебном решении.
Судьей районного суда обоснованно указано, что письменные материалы дела не содержат сведений о составлении судебным приставом-исполнителем акта о передаче на реализацию имущества, арестованного по акту от 11 октября 2018 года, в специализированную организацию, отвечающего предъявляемым к содержанию такого рода документам требованиям, в том числе и в части характеристик передаваемого на реализацию имущества.
Соответственно, при отсутствии такого акта, с вмененным И.А. Ваниной бездействием в части не принятия на торги спорного имущества по акту приема-передачи, который судебным приставом-исполнителем и не составлялся, согласиться нельзя.
При этом, согласно протоколу об административном правонарушении от 20 июня 2019 г. (л.д. 151-153) и постановлению должностного лица N "N" от 4 июля 2019 г. по делу об административном правонарушении, И.А. Ваниной вменено нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя о принятии именно по акту приема - передачи на торги поголовья сельскохозяйственных животных.
Доводы о том, что рассмотрение жалобы подсудно Темниковскому районному суду Республики Мордовия, отклоняются, так как, с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", правонарушение вменяемое И.А. Ваниной, выражалось в бездействии в виде неисполнения установленной судебным приставом обязанности по принятию на торги - продажу с публичных торгов арестованного имущества по акту приема-передачи, то есть неисполнение обязанности допущено должностным лицом МТУ Росимущества по месту исполнения своих обязанностей (Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 50).
Существенных нарушений процессуальных требований закона, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения по результатам рассмотрения жалобы на постановление от 4 июля 2019 г. не имеется.
Таким образом, обжалуемое судебное решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья верховного суда республики
решил:
оставить решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 5 августа 2019 г. без изменения, жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Темниковскому и Теньгушевскому районам УФССП России по Республике Мордовия О.П. Сыркина без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия С.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.