Судья Верховного Суда Республики Мордовия Филимонов Станислав Иванович, рассмотрев в г. Саранске Республики Мордовия жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Парафоновой Елены Борисовны на решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 5 сентября 2019 г.,
установил:
решением судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 5 сентября 2019 г. постановление начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия (далее - ОСП по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия) Е.Б. Парафоновой от 11 июля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью первой статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, отменено, производство по делу прекращено по основаниям пункта 2 части первой статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Начальник отдела - старший судебный пристав ОСП по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Е.Б. Парафонова подала жалобу в Верховный Суд Республики Мордовия, в которой просила отменить указанное решение судьи и вынести новое решение об отказе Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что материалами дела доказана вина Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое выразилось в том, что Администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не исполнено содержащееся в исполнительном документе требование по предоставлению Ю.П.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебное заседание начальник отдела - старший судебный пристав ОСП по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Е.Б. Парафонова и защитник администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. При этом, от представителя Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части второй статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья верховного суда республики считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив на основании части третьей статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, судья верховного суда республики приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Часть первая статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, являющейся должником по исполнительному производству, вменяется в вину неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении Ю.П.С. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. м.
В соответствии с частью второй статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, лица из числа детей-сирот), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений регулируются Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, включающим, в том числе предоставление жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с частью первой статьи 6 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Из материалов дела следует, что 6 сентября 2016 г. Рузаевским районным судом Республики Мордовия выдан исполнительный лист серии ФС N 013121243, обязывающий администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия предоставить Ю.П.С. по месту жительства в с. "данные изъяты" благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах с. "данные изъяты" с согласия Ю.П.С. ей может быть предоставлено специализированное жилое помещение в другом населенном пункте.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия С.Е. Кшняйкиной от 23 сентября 2016 г. возбуждено исполнительное производство N 28225/16/13020-ИП, администрации установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования с момента получения должником копии настоящего постановления.
В связи с тем, что в установленный срок администрация не исполнила требования, содержащиеся в исполнительном документе, 9 ноября 2016 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Также должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 16 ноября 2016 г.
11 июня 2019 г. судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия К.А. Панина установилаадминистрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия новый срок для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования - семидневный срок со дня поступления настоящего требования, и предупредила должника об административной ответственности, предусмотренной частью первой статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия требования об исполнении решения суда получена представителем администрации в тот же день - 11 июня 2019 г.
Содержащееся в исполнительном документе требование администрация в установленный судебным приставом срок не исполнила, о чем 10 июля 2019 г. судебным приставом-исполнителем К.А. Паниной составлен акт совершения исполнительных действий.
В связи с указанным событием в отношении Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью первой статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем 10 июля 2019 г. судебным приставом-исполнителем К.А. Паниной составлен протокол об административном правонарушении.
11 июля 2019 г. постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Е.Б. Парафоновой Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия привлечена к административной ответственности.
Также судом установлено, что согласно отчетам об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий на 1 января 2017 г, на 1 января 2018 г, на 1 января 2019 г.; соглашениям N 103-С от 6 февраля 2017 г, N 134С от 7 марта 2017 г, N С/175 от 4 мая 2018 г. и N С/130 от 26 марта 2019 г. между Министерством образования Республики Мордовия и Администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия на 2016 год Рузаевскому муниципальному району на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа были запланированы средства в сумме 2 7506,4 тысяч рублей. Из них 4 209,7 тысяч рублей -федеральный бюджет, 23 296,7 тысяч рублей - республиканский бюджет. Данные средства позволили обеспечить жилыми помещениями 26 человек из числа детей-сирот. На 2017 год запланированы средства в сумме 8 854,3 тысяч рублей. Из них 3 291,85 тысяч рублей - федеральный бюджет, 5 562,42 тысяч рублей - республиканский бюджет. Данные средства позволили обеспечить жилыми помещениями 8 человек из числа детей-сирот. На 2018 год запланированы средства в сумме 3 305 тысяч рублей. Данные средства позволили обеспечить жилыми помещениями 3 человека из числа детей-сирот. На 2019 год запланированы средства в сумме 4 975,3 тысяч рублей. Данные средства позволят обеспечить жилыми помещениями 4 человека из числа детей-сирот.
Администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия неоднократно (17 февраля 2017 г, 11 декабря 2017 г, 7 февраля 2018 г, 29 января 2019 г, 25 февраля 2019 г.) направлялись в Министерство образования Республики Мордовия обращения о дополнительном выделении денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответом на которые являлась ссылка на отсутствие дополнительного финансирования.
При этом администрация регулярно на запросы судебного пристава-исполнителя предоставляла информацию о мерах, принятых во исполнение судебного решения.
С учетом данных обстоятельств, судья Рузаевского районного суда Республики Мордовия пришел к правильному выводу о том, что в установленные судебным приставом-исполнителем сроки для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении Ю.П.С. жилого помещения, администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не была обеспечена денежными средствами, необходимыми для осуществления возложенного на нее государственного полномочия по обеспечению Ю.П.С. жилым помещением. Реальной возможности для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении Ю.П.С. жилого помещения у районной администрации, принявшей для этого все зависящие от нее меры, не имелось, и обратное не доказано. Следовательно, вина администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в совершении административного правонарушения отсутствует.
При таких обстоятельствах, на основании пункта 2 части первой статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья районного суда правомерно прекратил в отношении администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение судьи районного суда является законными и по доводам жалобы начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Е.Б. Парафоновой не может быть отменено.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья верховного суда республики
решил:
оставить решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 5 сентября 2019 г. без изменения, жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Парафоновой Елены Борисовны без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия С.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.