Верховный суд Республики Адыгея в составе
председательствующего Тхагапсовой Е.А,
при секретаре Фазыловой М.В,
рассмотрев дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея к Адыгейской республиканской общественной организации содействия реализации прав курдских женщин "Беритан" о ликвидации некоммерческой организации и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея обратился в суд с административным иском к ответчику - Адыгейской республиканской общественной организации содействия реализации прав курдских женщин "Беритан" о ликвидации некоммерческой организации и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование заявленных требований истец указал, что Адыгейская республиканская общественная организация содействия реализации прав курдских женщин "Беритан" (далее - Общественная организация) создана на Общем собрании учредителей 30.07.2015. Решение о государственной регистрации Общественной организации в качестве юридического лица принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея (далее - Управление) 27.08.2015. Сведения о государственной регистрации общественной организации внесены Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея в Единый государственный реестр юридических лиц 31.08.2015 за ОГРН N.
Учредительный документ Общественной организации - Устав, принят 30.07.2015. Согласно Уставу, постоянно действующим руководящим органом Общественной организации является Правление. Президент Общественной организации - Мамедова ФИО1, наделена полномочиями без доверенности действовать от имени юридического лица. Адрес (место нахождения) Общественной организации: 385331, "адрес".
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований' законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации (его территориальными органами) при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций.
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Управлением в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 N 705 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций".
Задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
На основании требования Прокуратуры Республики Адыгея от 30.07.2019 в период с 08.08.2019 по 26.08.2019 Управлением была проведена внеплановая выездная проверка соответствия деятельности Общественной организации, в том и числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации за период с 08.08.2016 по 08.08.2019.
В ходе проведенной внеплановой выездной проверки установлено, что деятельность Общественной организации осуществляется с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Так, в нарушение требований ст. 8 ФЗ "Об общественных объединениях" Общественной организацией в проверяемом периоде деятельность по достижению уставных целей не осуществлялась
Вместе с тем, Общественной организацией осуществлялась деятельность, характерная для политических партий, что противоречит как ее уставным целям, так и характеру деятельности общественной организации, закрепленному в ФЗ "Об общественных объединениях". В частности, один из членов Общественной организации, Броева С.М, которая одновременно является также членом постоянно действующего руководящего органа - Правления, 25.06.2019 выступила с публичным заявлением в сети "Интернет" в адрес руководства "Демократической партии Курдистана" и государственных властей Турецкой республики, носящим политический характер. Указанное заявление опубликовано на Интернет-ресурсе anfrussian.com. Согласно объяснениям Президента Общественной организации Мамедовой Х.Г. 25.06.2019 состоялось внеочередное Общее собрание членов Общественной организации (протокол не велся) на котором Броева С.М. призвала противостоять оккупационной политике Турецкого государства и линии предательства "Демократической партии Курдистана".
Таким образом, по мнению административного истца, Общественная организация посредством своего выступления участвовала в формировании и выражении политической воли граждан Российской Федерации, нарушив тем самым положения ФЗ "Об общественных объединениях" и ФЗ "О политических партиях".
Ссылаясь на вышеизложенное, а также на подп. 74 пункта 6 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", административный истец просит удовлетворить заявление о ликвидации указанной Общественной организации.
Изучив доводы искового заявления, заслушав представителя административного истца Шерстнева А.С, представителя административного ответчика - Президента Общественной организации Мамедову ФИО1, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - ФЗ "Об общественных объединениях"), общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
В силу пункта 1 ст. 3 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - ФЗ "О политических партиях") политическая партия является общественным объединением, созданным в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Основными целями политической партии являются, в том числе, формирование общественного мнения, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти (пункт 4 ст. 3 ФЗ "О политических партиях").
Как следует из материалов дела, на основании Общего собрания учредителей 30.07.2015 создана Адыгейская республиканская общественная организация содействия реализации прав курдских женщин "Беритан". Решение о государственной регистрации данной Общественной организации в качестве юридического лица принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея 27.08.2015, сведения о государственной регистрации Общественной организации внесены Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея в Единый государственный реестр юридических лиц 31.08.2015 за ОГРН N (л.д. 19-21).
Учредительный документ Общественной организации - Устав, принят Общим собранием учредителей 30.07.2015 (л.д. 10-18).
В силу положений раздела 2 Устава "Цели и виды, предмет деятельности организации" (л.д. 11, 12)
1. Целью деятельности Организации являются:
- защита реализации прав курдских женщин;
- защита законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общих интересов.
2. Видами деятельности Организации являются:
- содействие становлению творческих инициатив, направленных на улучшение образования, здравоохранения, социальной защиты;
- содействие усилению влияния на общественно-политические, экономические и социальные процессы, происходящие в российском обществе;
- содействие разработке системы консультативного, информационного и правового обеспечения женщин по юридическим вопросам;
- содействие организации и проведение семинаров, конференций, круглых столов для обсуждения социальных и правовых проблем положения курдских женщин и привлечение к ним общественного внимания.
Для достижения уставных целей Организация, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, имеет право:
- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном федеральным законодательством;
- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
- учреждать средства массовой информации, осуществлять издательскую деятельность;
- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти.
Таким образом, установлено, что выражение и формирование политической воли общества, участие в политических акциях, формирование общественного мнения о политических событиях не являются уставными целями и задачами Адыгейской республиканской общественной организации содействия реализации прав курдских женщин "Беритан".
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях", общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом.
Однако как следует из Акта проверки Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея N2 от 26.08.2019, проведенной на основании требования прокуратуры Республики от 30.07.2019 N, установлено, что 25.06.2019 учредитель (член) указанного Общественного объединения Броева С.М. в сети "Интернет" выступила с публичным заявлением в адрес "Демократической партии Курдистана" и государственных властей Турецкой республики, носящим политический характер. Кроме того, согласно письменным объяснениям Президента Общественной организации Мамедовой Х.Г. 25.06.2019 на внеочередном Общем собрании членов Общественной организации Броева С.М. призвала противостоять оккупационной политике Турецкого государства и линии предательства "Демократической партии Курдистана" (л.д. 33-40).
В судебном заседании Президент Общественной организации Мамедова Х.Г. данные обстоятельства подтвердила, указав, что в виду событий в Сирии, связанных с вооруженным конфликтом, 25.06.2019 было созвано внеочередное Общее собрание членов Общественной организации, на котором Броева С.М. выступила с осуждением действий "Демократической партии Курдистана" и государственных властей Турецкой республики. Полагает, что обсуждение перечисленных политических вопросов не соответствовало уставной деятельности Адыгейской республиканской общественной организации содействия реализации прав курдских женщин "Беритан". Возражала против удовлетворения административного иска о ликвидации организации.
Допрошенная в качестве свидетеля Броева С.М. суду пояснила, что является членом и учредителем Общественной организации. 25.06.2019 в связи с военными действиями в Республике Сирия и сообщениями о многочисленных жертвах мирного курдского населения, в том числе, женщин и детей, на внеочередном Общем собрании членов Адыгейской республиканской общественной организации содействия реализации прав курдских женщин "Беритан" она осудила политику "Демократической партии Курдистана" и государственных властей Турецкой республики. Считает, что ее выступление не противоречит Уставу Общественной организации.
Согласно информации из приобщенной в материалы дела распечатки с сайта Интернет-ресурса anfrussian.com. за 25.06.2019, выступая в Адыгейском курдском культурном центре, 25.06.2019 С.Броева призвала противостоять сотрудничеству "Демократической партии Курдистана" и турецкого государства.
Таким образом, из представленных в дело доказательств следует, что Общественная организация посредством выступления ее члена 25.06.2019 на внеочередном Общем собрании членов Организации, а также публикации сообщения в сети Интернет, участвовала в формировании и выражении политической воли граждан Российской Федерации, нарушив тем самым положения ФЗ "Об общественных объединениях" и ФЗ "О политических партиях".
В опровержение установленных обстоятельства представитель административного ответчика допустимых доказательств суду не представила.
В силу абз. 2, 3 ч. 1 ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях", общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Между тем, в соответствии с Актом проверки от 26.08.2019, в нарушение приведенных выше норм, Общественной организацией не соблюдаются положения своего Устава, органами Общественной организации уставная деятельность не осуществляется.
Так, пунктом 1 раздела 4 Устава предусмотрено, что Общее собрание членов Общественной организации собирается не реже 1 раза в год, однако за проверяемый период (08.08.2016-08.08.2019) Общественная организация Общие собрания ее членов не проводила.
В соответствии с пунктом 6 раздела 4 Устава, заседания Правления Общественной организации проводятся не реже 1 раза в год. Между тем, за период 08.08.2016-08.08.2019 заседания Правления не проводились.
Также согласно пункту 8 раздела Устава, Ревизор осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Общественной организации не реже 1 раза в год. Материалами дела установлено, что за проверяемый период проверки финансово-хозяйственной деятельности Общественной организации не проводились.
В связи с изложенным по ходатайству представителя административного истца в дело приобщена заверенная копия Предупреждения руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея N от 26.04.2019 с требованием устранить выявленные нарушения федерального законодательства в отчетности Общественной организации.
Установленные обстоятельства Президентом Общественной организации Мамедовой Х.Г. в судебном заседании не опровергнуты.
Согласно ст. 44 ФЗ "Об общественных объединениях" основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
В соответствии с п.п. 74 п. 6 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея уполномочено обращаться в суд с заявлением о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций.
На основании изложенного, учитывая допущенные нарушения Общественной организацией, выразившиеся в осуществлении деятельности, характерной для политических партий, а также иные нарушения требований ФЗ "Об общественных объединениях", суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования и принять решение о ликвидации Общественной организации и исключении данных о ней из ЕГРЮЛ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея к Адыгейской республиканской общественной организации содействия реализации прав курдских женщин "Беритан" о ликвидации некоммерческой организации и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц - удовлетворить.
Ликвидировать Адыгейскую республиканскую общественную организацию содействия реализации прав курдских женщин "Беритан" и исключить о ней сведения в Едином государственном реестре юридических лиц.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Тхагапсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.