Письмо Президента РФ от 3 марта 1999 г. N Пр-267
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 10 февраля 1999 г. и одобренный Советом Федерации 18 февраля 1999 г. федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон).
Федеральный закон не соответствует Конституции Российской Федерации, часть его положений не согласуется с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
В настоящее время Гражданским кодексом Российской Федерации допускается возможность создания юридических лиц, обладающих ограниченным вещным правом на принадлежащее им имущество, только в форме государственных или муниципальных унитарных предприятий. При этом имущество указанных предприятий может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности и принадлежать таким предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Федеральным законом религиозным организациям предоставляется право создавать унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, допускается возможность создания одним субъектом гражданского права (религиозной организацией) унитарных предприятий, обладающих ограниченным вещным правом на имущество, находящееся не в государственной или муниципальной собственности, а в частной собственности отдельного юридического лица.
В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации равным образом признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно статьям 1 и 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство Российской Федерации основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (граждан, юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
В Федеральном законе нарушаются указанные нормы Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку субъектам гражданского права предоставляется различный объем прав на имущество, находящееся в их собственности.
Необходимо также отметить, что согласно статье 6 Федерального закона "О некоммерческих организациях" религиозные организации являются одной из форм некоммерческих организаций. Принятием законодательного акта, предоставляющего религиозным организациям дополнительные права на их имущество, создается прецедент, позволяющий и в последующем предоставлять такие же права иным юридическим лицам, что нельзя признать правомерным.
Обращают на себя внимание существенные внутренние противоречия, имеющиеся в Федеральном законе, а также несогласованность отдельных его положений с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом устанавливается, что имущество унитарных предприятий, созданных религиозными организациями, принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако статьей 115 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления закрепляется исключительно за федеральными казенными предприятиями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Таким образом, остается неопределенным правовое положение унитарных предприятий, созданных религиозными организациями и основанных на праве оперативного управления.
Кроме того, согласно пункту 5 указанной статьи Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления (федеральных казенных предприятий), при недостаточности их имущества. Предлагаемая в Федеральном законе редакция пункта 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации дает основание считать, что Российская Федерация формально может нести субсидиарную ответственность по обязательствам созданного религиозной организацией унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, что недопустимо.
Учитывая изложенное, доработку Федерального закона считаю нецелесообразным.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 3 марта 1999 г. N Пр-267
Текст письма официально опубликован не был