Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление начальника отдела государственного охотничьего надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 23 мая 2019 г. и решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 10 июля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
установил:
на основании постановления должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 23 мая 2019 г, оставленного без изменения решением судьи Сортавальского городского суда РК от 10 июля 2019 г. с учетом внесения в него 02 августа 2019 г. исправления опечатки, ОАО "РЖД" подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ.
В поданной в вышестоящий суд жалобе защитником ОАО "РЖД" В. ставится вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения.
Изложенные в жалобе доводы стороны защиты обоснованы неконкретностью обвинения юридического лица в содеянном с учетом заложенной в ст.8.33 КоАП РФ отсылочной диспозиции и гарантированной законодателем правовой возможности для защиты прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и невозможностью предотвращения в конкретной сложившейся ситуации несчастного случая, повлекшего гибель животных.
Заслушав объяснения защитника Б, поддержавшей изложенные в жалобе доводы, должностного лица, вынесшего постановление о назначении наказания, Д, возражавшего по доводам жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
В соответствии с чч.1, 3 ст.22 Федерального закона от 24.04.1995 N52-ФЗ
"О животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При размещении, проектировании и строительстве железнодорожных транспортных магистралей должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.
Согласно положениям ст.28 Федерального закона "О животном мире" при эксплуатации транспортных средств юридические лица обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира. Требования к предотвращению гибели объектов животного мира при эксплуатации транспортных магистралей разрабатываются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным ст.ст.5 и 6 настоящего Федерального закона, и утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение ст.28 Федерального закона "О животном мире" постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N997 утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи (далее - Требования).
В соответствии с п.5 раздела I Требований юридические и физические лица, действующие во всех сферах производства, обязаны своевременно информировать специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания о случаях гибели животных при эксплуатации транспортных магистралей.
Исходя из п.24 раздела V Требований, владельцы транспортных средств и организации, эксплуатирующие транспортные магистрали, обязаны принимать меры к предотвращению ущерба, наносимого объектам животного мира, ограничивать в пределах своей компетенции судоходство и скорость движения транспорта по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. На транспортных магистралях необходимо устанавливать специальные предупредительные знаки и знаки ограничения скорости движения транспорта.
Из материалов настоящего дела следует, что постановлением дознавателя
ОД Петрозаводского ЛО МВД России на транспорте от 27 марта 2019 г. отказано в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст.168 Уголовного кодекса РФ, по факту гибели трех особей лосей, наступившей 05 марта 2019 г. в результате столкновения с поездом на 300 км железнодорожного перегона ст.Маткаселькя - ст.Янисьярви Сортавальского муниципального района.
С учетом обстоятельств произошедшего события, установленных в процессе проверки сообщения о преступлении, 23 апреля 2019 г. уполномоченным должностным лицом в отношении ОАО "РЖД", владельца транспортных средств: грузового поезда N, грузового поезда N, грузового поезда N (локомотив 2ТЭ116-1308АБ), локомотивов 2ТЭ116-615АБ и 3М62У-0005, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ, и на основании постановления начальника отдела государственного охотничьего надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 23 мая 2019 г. юридическое лицо привлечено к указанной административной ответственности.
При принятии обжалуемого постановления и при его пересмотре должностное лицо и судья пришли к выводу о доказанности в данном случае квалифицирующих признаков состава противоправного деяния, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ, однако субъектами административной юрисдикции не учтены следующие значимые для соблюдения установленного законодателем порядка привлечения юридического лица к административной ответственности обстоятельства.
В силу положений ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из положений ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом ст.26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения правонарушения.
Приведенные нормы КоАП РФ во взаимосвязи со ст.2.1 данного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности, и ст.26.11 КоАП РФ о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции РФ общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан и юридических лиц при отсутствии их вины.
Состав административного правонарушения - совокупность предусмотренных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия (бездействия), предусмотренного КоАП РФ, за которое законом установлена административная ответственность.
К числу доказательств по делу, рассматриваемому в порядке КоАП РФ, относится протокол об административном правонарушении, и все обстоятельства, относящиеся к событию противоправного деяния, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
В силу положений ст.28.2 КоАП РФ обязательному отражению в протоколе об административном правонарушении подлежат место, время совершения и событие правонарушения и статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное деяние.
С учетом диспозиции ст.8.33 КоАП РФ, целью которой, среди прочих, является охрана животного мира с помощью специальных средств защиты среды обитания или путей миграции объектов животного мира, для правильной квалификации содеянного необходимо установить факт конкретного нарушения требований правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира, и образующие объективную сторону данного деяния действия (бездействие) должны содержаться в протоколе об административном правонарушении - процессуальном документе, фиксирующем событие правонарушения и содержащем необходимые правовые основания для привлечения лица к административной ответственности.
Таким образом, в целях соблюдения гарантированной законодателем правовой возможности для защиты прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностному лицу, усмотревшему наличие достаточных доказательств, свидетельствующих о противоправности и виновности действий лица, в отношении которого он намеревается составить протокол об административном правонарушении, надлежит изложить суть правонарушения, перечислить действия либо бездействие, которые нарушают установленные требования с учетом обстоятельств, при которых они были совершены, и квалифицировать действия лица, в отношении которого составлен протокол.
Исследование материалов настоящего дела показало, что с учетом приведенных в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела обстоятельств 23 апреля 2019 г. в отношении ОАО "РЖД" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ, согласно которому в результате хозяйственной деятельности юридического лица допущено нарушение правил охраны среды обитания и путей миграции объектов животного мира, что выразилось в несоблюдении ст.ст.22, 28 Федерального закона "О животном мире", п.5 Требований (устанавливающего обязанность по своевременному уведомлению уполномоченного государственного органа о случаях гибели животных при эксплуатации транспортных магистралей) и раздела V Требований (без ссылки на конкретный пункт).
Согласно же фабуле обвинения, отраженной должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в постановлении по делу об административном правонарушении, ОАО "РЖД" в нарушение положений ст.ст.22, 28 Федерального закона "О животном мире" и п.24 Требований не были предприняты достаточные меры для предотвращения гибели объектов животного мира в месте произошедшего события.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что вопреки нормам КоАП РФ, предписывающим должностному лицу четко оформлять процессуальные документы, являющимися основными доказательствами при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности, протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания не содержат описание конкретных действий (бездействия) юридического лица, нарушающих установленные Требованиями предписания, с учетом обстоятельств, при которых они совершены.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае доказательств совершения ОАО "РЖД" противоправных и виновных действий, нарушающих приведенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания положения законодательства Российской Федерации, в материалах дела не содержится, основания для привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ст.8.33 КоАП РФ, нельзя считать безусловно установленными.
Согласно положениям п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по настоящему делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отдела государственного охотничьего надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 23 мая 2019 г. и решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 10 июля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" отменить, производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья Н.А.Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.