Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия на решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 августа 2019 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Тандер",
установил:
на основании постановления уполномоченного должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 02 июля 2019 г, принятого по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст.6.3 КоАП РФ, в рамках одного производства с учетом применения положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ АО "Тандер" было подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей за совершение противоправных деяний, выявленных на различных объектах по разным адресам.
По результатам разрешения жалобы привлекаемого к ответственности лица решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 20 августа 2019 г. постановление по делу об административных правонарушениях отменено и дело возвращено на новое рассмотрение в административный орган.
В поданной в вышестоящий суд жалобе фио1, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административных правонарушениях, ставит вопрос об отмене решения судьи и возвращении дела на новое рассмотрение в судебную инстанцию в связи с неправильным применением процессуальных требований КоАП РФ, повлекшим принятие незаконного акта.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу требований ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определены цели его принятия как обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое является одним из важнейших правовых механизмов реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст.ст.41, 42 Конституции РФ).
Исходя из ст.1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека; санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены в ст.11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу положений ст.39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Исследование материалов дела показало, что в соответствии с распоряжением временно исполняющего обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 17 января 2019 г. N22, изданного на основании утвержденного плана проверок на 2019 год в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью оценки соблюдения юридическим лицом обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также технических регламентов, в период с 05 февраля по 04 марта 2019 г. была проведена плановая выездная проверка деятельности АО "Тандер" в принадлежащих юридическому лицу торговых объектах, расположенных на территории Республики Карелия.
В связи с установлением нарушений обязательных требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившихся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, уполномоченными должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в отношении АО "Тандер" были составлены протоколы об административных нарушениях, предусмотренных ст.6.3 КоАП РФ:
- протокол об административном правонарушении N от 08 мая 2019 г. по факту выявленных 12 февраля 2019 г. нарушений в торговых объектах, расположенных по адресу: (... ); (... ); (... ) (магазины Магнит);
- протокол об административном правонарушении N от 31 мая 2019 г. по факту выявленных 12, 13, 15, 20, 21 февраля, 15, 20, 25 марта 2019 г. нарушений в торговых объектах, расположенных по адресу: (... ) (гипермаркет), (... ) (магазин), (... ) (магазин); (... ), пгт.Пиндуши, (... ) (магазин);
- протокол об административном правонарушении N от 26 мая 2019 г. по факту выявленных 18, 19, 25, 26, 28 февраля, 04 марта 2019 г. нарушений в торговых объектах, расположенных по адресу: (... ) (магазин ММ Лаврак), Бульвар Советов, (... ) (магазин ММ Сиговец), бульвар Советов, (... ) (магазин ММ Сегежа), (... ) (магазин ММ Суна); пгт.Надвоицы, (... ) (магазин ММ Онда), (... ) (магазин ММ Надвоицкий); (... ) (магазин Администратор), (... ) (магазин Аристарх);
- протокол об административном правонарушении N от 15 мая 2019 г. по факту выявленных 18, 20, 21, 22 февраля 2019 г. нарушений в торговых объектах, расположенных по адресу: (... ) (магазин ММ Понгау); (... ), (... ) (магазин ММ Петроглиф), (... ) (магазин ММ Эпос), (... ) (магазин
ММ Гандвик);
- протокол об административном правонарушении N от 13 мая 2019 г. по факту выявленных 12, 18, 19, 25 февраля 2019 г. нарушений в торговых объектах, расположенных по адресу: (... ), улица 50 лет ВЛКСМ, (... ) (магазин Магнит); (... ) (магазины Магнит);
- протокол об административном правонарушении N от 27 мая 2019 г. по факту выявленных 13 февраля 2019 г. нарушений в торговом объекте, расположенном по адресу: (... ), (... ) (магазин Магнит);
- протокол об административном правонарушении N от 28 мая 2019 г. по факту выявленных 06, 07, 08, 12, 13, 14, 21, 22, 25, 26, 27, 28 февраля, 04 марта 2019 г. нарушений в торговых объектах, расположенных по адресу: (... ) (магазин Магнит), (... ) (магазин Магнит), (... ) (магазин Магнит); (... ), (... ), (... ), (... ) (магазины Магнит), (... ) (гипермаркет Магнит).
По результатам рассмотрения 02 июля 2019 г. переданных должностными лицами протоколов об административных правонарушениях временно исполняющим обязанности заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия с учетом применения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ вынесено одно постановление, в соответствии с которым
АО "Тандер" подвергнуто административному наказанию за совершение противоправных деяний, предусмотренных ст.6.3 КоАП РФ.
Решением судьи Петрозаводского городского суда РК постановление по делу об административных правонарушениях на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ отменено и дело возвращено на новое рассмотрение в административный орган в связи с отсутствием в материалах дела определения должностного лица об объединении представленных материалов и рассмотрении их в одном производстве с вынесением одного постановления и ненадлежащей мотивацией постановления должностного лица в части возможности применения правила идеальной совокупности, предусмотренного положениями ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.
Между тем судьей не были учтены следующие значимые обстоятельства.
Пунктом 4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Исходя из положений п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае, когда при подготовке дела к судебному разбирательству будет установлено, что в материалах одного дела об административном правонарушении, переданного на рассмотрение судье, имеется несколько протоколов об административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, каждый протокол надлежит принимать для рассмотрения в отдельном производстве с вынесением постановления по каждому совершенному правонарушению в соответствии с ч.1 ст.4.4 КоАП РФ. Если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.
Поскольку предусмотренное приведенной выше правовой нормой требование, не содержащей запрета и для должностного лица административного органа, о вынесении определения об объединении материалов и рассмотрении их в одном производстве с вынесением одного постановления носит процедурный характер, его невыполнение на законность и обоснованность принятого по делу постановления не влияет и о нарушении гарантированных законодательством прав привлекаемого лица не свидетельствует.
С учетом изложенного обозначенные в судебном акте нарушения к существенным отнесены быть не могут, на полноту, всесторонность и объективность рассмотрения дела не повлияли и безусловную отмену постановления должностного лица не влекут.
Принимая при этом во внимание тот факт, что главным критерием существенности допущенного нарушения процессуальных требований КоАП РФ выступает значимость его последствий, принятое судьей решение об отмене постановления должностного лица по делу об административных правонарушениях и возвращении дела на новое рассмотрение в административный орган создаст условия правовой неопределенности с учетом провозглашенного органом высшей судебной власти Российской Федерации принципа невозможности ухудшения положения привлекаемого к ответственности лица по его же жалобе.
При таких обстоятельствах решение судьи на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для разрешения жалобы АО "Тандер" на постановление по делу об административных правонарушениях.
При новом рассмотрении дела следует учесть вышеизложенное и принять законный и обоснованный акт в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Руководствуясь ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 августа 2019 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Тандер" отменить, дело - возвратить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судья Н.А.Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.