Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Раптор Н" на постановление заместителя Министра сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, главного государственного ветеринарного инспектора Республики Карелия от 13 июня 2019 г. и решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 05 сентября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Раптор Н",
установил:
на основании постановления уполномоченного должностного лица Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия от 13 июня 2019 г. ООО "Раптор Н" было подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.8 ст.19.5 КоАП РФ.
Решением судьи Костомукшского городского суда РК от 05 сентября 2019 г, принятым по результатам разрешения жалобы привлекаемого к ответственности лица, постановление по делу об административном правонарушении изменено путем уменьшения с учетом положений чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ размера административного штрафа до 100000 рублей, в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
Считая незаконным привлечение к административной ответственности, в поданной в вышестоящий суд жалобе директор ООО "Раптор Н" фио1 просит отменить принятые по делу акты и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава вменяемого противоправного деяния, мотивируя свои доводы отсутствием у юридического лица обязанностей по устройству, поддержанию санитарного состояния и оборудованию скотомогильника, являющегося безхозяйным имуществом и используемого также иными лицами и организациями.
Заслушав объяснения защитника фио2, поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу положений ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 8 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора, об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил, ветеринарных правил.
Согласно ст.18 Закона РФ от 14.05.1993 N4979-1 "О ветеринарии" владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.
В силу требований пп.6.1, 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 N13-7-2/469 (далее - Правила), скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Требования к размещению и строительству скотомогильников (биотермических ям), их эксплуатации закреплены в разделах 5, 6 Правил.
Исследование материалов дела показало, что 02 апреля 2019 г. между администрацией Калевальского муниципального района МО "Калевальский национальный район" и
ООО "Раптор Н" был заключен муниципальный контракт на оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию в специальных приемниках (приютах), эвтаназии и утилизации безнадзорных животных (собак).
По результатам проведения 06 июня 2018 г. должностными лицами ветеринарно-санитарного обследования бесхозяйного скотомогильника, расположенного на землях Калевальского муниципального района Республики Карелия в районе 173 км автодороги Кемь - Лонка в 500 м от дороги в сторону полигона для твердых бытовых отходов пгт.Калевала, в географических координатах (... ), был составлен акт о несоответствии обследуемого объекта требованиям Правил.
Также установлено, что при изучении старшим государственным инспектором отдела регионального государственного ветеринарного надзора и профилактических мероприятий Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия представленных государственным бюджетным учреждением Республики Карелия "Республиканская станция по борьбе с болезнями животных" документов, в том числе упомянутого выше акта от
06 июня 2018 г, выявлен факт нарушения в процессе деятельности ООО "Раптор Н" ветеринарно-санитарных требований и правил, в связи с чем 24 августа 2018 г. вынесено требование об устранении таких нарушений.
В соответствии с требованием ООО "Раптор Н" предписано в случае продолжения эксплуатации скотомогильника провести мероприятия, об исполнении которых необходимо было сообщить в надзорный орган в письменной форме в течение 10 дней после истечения указанных в данном требовании сроков:
- в срок до 01 ноября 2018 г. территорию скотомогильника огородить глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами; восстановить с внутренней стороны забора по всему периметру траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта; установить через траншею мост (п.5.6 Правил);
- в срок до 01 октября 2018 г. из биотермической ямы вывести вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м; над ямой на высоте 2,5 м построить навес длиной 6 м, шириной 3 м (пп.5.7, 5.8 Правил);
- в срок до 01 октября 2018 г. на крышку биотермической ямы повесить замок (п.6.2 Правил);
- в срок до 01 октября 2018 г. освободить подъездные пути к скотомогильнику от мусора (п.5.10 Правил);
В случае неиспользования скотомогильника надлежит принять следующие меры:
- в срок до 01 октября 2018 г. перед проведением работ по консервации скотомогильника произвести комиссионный (в присутствии ветеринарного специалиста
ГБУ РК "Республиканская СББЖ") отбор проб гуммированного остатка из биотермической ямы для исследования на исключение наличия спор сибирской язвы в ГБУ РК "Республиканская ветеринарная лаборатория" (п.6.8 Правил);
- в срок до 01 ноября 2018 г. после получения экспертизы ГБУ РК "Республиканская ветеринарная лаборатория" с отрицательными результатами исследований на наличие спор сибирской язвы в кратчайшие сроки провести дезинфекцию и демонтаж наземных металлических конструкций с последующей сдачей в пункты заготовки и переработки лома;
- демонтаж и консервацию (ликвидацию) деревянных конструкций путем сжигания их на месте с соблюдением мер противопожарной безопасности;
- дезинфекцию и демонтаж конструкций из других материалов с последующим вывозом на полигоны твердых бытовых отходов;
- дезинфекцию территории скотомогильника перед его консервацией в присутствии ветеринарных специалистов ГБУ РК "Республиканская СББЖ" с оформлением комиссионного акта;
- после проведения дезинфекции провести консервацию неиспользуемой биотермической ямы скотомогильника взятым с территории консервируемого скотомогильника или завезенным извне, с последующим ее разравниванием, прикатыванием и профилактической дезинфекцией поверхностного слоя почвы;
- консервацию скотомогильника оформить комиссионным актом ветеринарными специалистами ГБУ РК "Республиканская СББЖ" (пп.6.7, 6.8 Правил).
По ходатайству ООО "Раптор Н" срок исполнения требования продлен до 10 мая
2019 г.
Поскольку по состоянию на 11 мая 2019 г. доказательства выполнения пунктов 1, 2, 3, 4 требования от 24 августа 2018 г. представлены не были, должностным лицом отдела регионального государственного ветеринарного надзора Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия 03 июня 2019 г. в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст.19.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела постановлением заместителя Министра сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, главного государственного ветеринарного инспектора Республики Карелия от 13 июня 2019 г. ООО "Раптор Н" привлечено к указанной административной ответственности, которое решением судьи Костомукшского городского суда РК от 05 сентября 2019 г. по существу оставлено без изменения.
Между тем судьей не были учтены следующие значимые обстоятельства.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения (ст.26.1 КоАП РФ).
Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст.26.2 КоАП РФ).
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (ст.26.11 КоАП РФ).
Процесс оценки собранных по делу доказательств предполагает, что субъект административной юрисдикции должен исследовать их относимость, допустимость, достоверность, достаточность, взаимную связь. Объективный анализ данных о фактах, лицах, их действиях, причинах и условиях правонарушения, обстоятельствах его совершения в совокупности, взаимосвязи всех факторов способствует справедливому разрешению дела.
Согласно содержанию судебного акта обвинение ООО "Раптор Н" в совершении инкриминируемого правонарушения основано на представленных в суд доказательствах, в том числе, акте ветеринарно-санитарного обследования скотомогильника от 17 мая 2019 г.
Между тем оформленное административным органом и представленное судье для исследования с целью разрешения жалобы привлекаемого лица административное дело N свидетельствует о том, что акт ветеринарно-санитарного обследования скотомогильника от 17 мая 2019 г. послужил основанием для издания должностным лицом требования от 21 мая 2019 г, содержащего иные сроки исполнения мероприятий, требующихся для устранения выявленных нарушений.
При этом данное административное дело акта ветеринарно-санитарного обследования скотомогильника от 06 июня 2018 г, заложенного в доказательственную базу по настоящему делу об административном правонарушении, не содержит.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае судьей не соблюден принцип непосредственности исследования доказательств и за основу при принятии обжалуемого решения было принято доказательство, не относящееся к разрешаемому делу, допущенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ носят существенный характер, они не позволили выполнить предусмотренные законодателем положения о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу, в связи с чем обжалуемый судебный акт законным и обоснованным признать нельзя.
При таких обстоятельствах решение судьи на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для разрешения жалобы ООО "Раптор Н" на постановление по делу об административном правонарушении.
При новом рассмотрении дела следует учесть вышеизложенное и принять законный и обоснованный акт в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 05 сентября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Раптор Н" отменить, дело - возвратить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судья Н.А.Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.