Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Торгово-производственная компания "Спецконструкция" на постановление главного государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Карелия Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. и решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 10 сентября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Торгово-производственная компания "Спецконструкция",
установил:
постановлением уполномоченного должностного лица территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Карелия Северного МУГАДН от 17 июня 2019 г. ООО ТПК "Спецконструкция" было подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.12.21.2 КоАП РФ.
Решением судьи Прионежского районного суда РК от 10 сентября 2019 г, принятым по результатам разрешения жалобы привлекаемого к ответственности лица, постановление по делу об административном правонарушении с учетом положений чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ изменено путем уменьшения размера административного штрафа до 75000 рублей.
Считая чрезмерно суровым и несправедливым вид административного наказания, определенный субъектами административной юрисдикции, в поданной в вышестоящий суд жалобе законный представитель ООО ТПК "Спецконструкция" фио1 просит изменить постановление должностного лица в указанной части путем замены наказания на предупреждение, мотивируя свои доводы наличием с учетом конкретных обстоятельств дела правовых оснований для применения в отношении юридического лица положений ст.4.1.1 КоАП РФ.
Заслушав должностное лицо административного органа фио2, считавшую обоснованным назначение юридическому лицу наказания в виде административного штрафа, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу положений ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 ст.12.21.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за перевозку опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.
Частью 2 ст.12.21.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из требований п.23.5 Правил дорожного движения РФ, перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Согласно п.3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N272, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от
30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
Разделом 8.1.2 ДОПОГ установлены требования к документам, находящимся на транспортной единице, загруженной опасным грузом.
Помимо документов, предписываемых другими правилами, на транспортной единице должны находиться, в том числе, транспортные документы, указанные в разделе 5.4.1 ДОПОГ, на все перевозимые опасные грузы.
В подп.5.4.1.1.1 приложения А ДОПОГ установлено, что транспортные документы на опасные грузы должны содержать следующие элементы информации по каждому опасному веществу материалу или изделию, предъявляемому к перевозке: номер ООН, которому предшествуют буквы "UN"; надлежащее отгрузочное наименование, определенное в соответствии с разделом 3.1.2, дополненное, при необходимости (п.3.1.2.8.1), техническим наименованием, заключенным в скобки (п.3.1.2.8.1.1); номера образцов знаков опасности, которые указаны в колонке 5 таблицы А главы 3.2; если она назначена, группа упаковки; общее количество опасного груза; название и адрес грузоотправителя; название и адрес грузополучателя.
Перевозчик должен удостовериться в том, что вся информация, предписанная в ДОПОГ, касающаяся подлежащих перевозке опасных грузов, была предоставлена грузоотправителем перед перевозкой, что предписанная документация находится на транспортной единице (подп.b п.1.4.2.2.1 приложения А ДОПОГ).
Из материалов дела следует, что постановлением главного государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Карелия Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. с учетом его изменения в судебном порядке ООО ТПК "Спецконструкция" подвергнуто наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.2 КоАП РФ.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужил факт выявления 18 апреля 2019 г. в 12 часов 40 минут при осуществлении государственного контроля на стационарном пункте весового контроля на 421 км автомобильной дороги
Р-21 "Кола" нарушения ООО ТПК "Спецконструкция" требований п.3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, выразившийся в перевозке опасного груза 9 класса (NООН 3257, жидкость при повышенной температуре, Н.У.К, при температуре не ниже 100°С, но не ниже ее температуры вспышки, загружаемая при температуре не выше
190°С (включая расплавленные металлы, расплавленные соли и т.д.), группа упаковки III) по маршруту (... ) на транспортном средстве в составе седельного тягача Вольво (государственный регистрационный знак N и полуприцепа (... ) (государственный регистрационный знак N) под управлением водителя фио3, осуществлявшего задание по путевому листу N от 15 апреля 2019 г, выданному ООО ТПК "Спецконструкция", с заполненным с нарушением установленных требований транспортным документом.
В транспортной накладной от ХХ.ХХ.ХХ б/н отсутствовали номер ООН опасного груза, которому предшествуют буквы "UN", надлежащее отгрузочное наименование, определенное в соответствии с разделом 3.1.2 ДОПОГ, номера образцов опасности, которые указаны в колонке 5 таблицы А главы 3.2 ДОПОГ, группа упаковки, общее количество опасного груза.
Обстоятельства нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
При вынесении решения по пересмотру постановления должностного лица по делу об административном правонарушении судьей правильно отмечено, что организации, осуществляющие перевозку груза автомобильным транспортом, обязаны принять все возможные меры для обеспечения соблюдения действующих правил по такой перевозке, и юридическое лицо должно организовать и контролировать работу своих сотрудников таким образом, чтобы исключить возможность нарушения ими установленных норм и правил.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности и принцип презумпции невиновности не нарушены.
Оценив характер и обстоятельства совершенного противоправного деяния, субъекты административной юрисдикции пришли к обоснованным выводам о необходимости назначения юридическому лицу наказания в виде административного штрафа, что соответствует установленным законодательством принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Вопрос о возможности применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ и замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение явился предметом исследования при пересмотре судьей постановления должностного лица и правомерно разрешен по приведенным в судебном акте мотивам.
Исходя из чч.1, 2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.
С учетом анализа приведенных норм КоАП РФ применительно к обстоятельствам содеянного судья пришел к правильному выводу о том, что в данном случае отсутствует совокупность условий, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, и движение транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза, с нарушением установленных требований создает непосредственную существенную угрозу общественным отношениям в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, основными принципами которого являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Иных значимых доводов, ставящих под сомнение законность принятых по делу актов, жалоба не содержит.
Учитывая, что при разрешении данного дела юридически значимые обстоятельства определены правильно и существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, постановление должностного лица с учетом его изменения в судебном порядке и решение судьи подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Карелия Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. с учетом его изменения в судебном порядке и решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 10 сентября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Торгово-производственная компания "Спецконструкция" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.А.Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.