Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П,
судей Данилова О.И, Кудряшовой Е.П.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.07.2019 по административному исковому заявлению Михеева Е. В. об оспаривании решений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что 19.03.2019 Михеев Е.В. обратился в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия с 12 заявлениями (... ) о предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, по адресу: (... ), (... ), в собственность для индивидуального жилищного строительства на основании пп.10 п.2 ст.39.3 ЗК РФ.
Решениями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленными письмами от 25.04.2019 NN (... ), отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков, поскольку испрашиваемые земельные участки располагаются на землях лесного фонда (в границах лесного квартала 20 Петрозаводского участкового лесничества Прионежского лесничества), доступ к образуемым земельным участкам ограничен земельным участком с кадастровым номером (... ), принадлежащим административному истцу.
Полагая данные отказы неправомерными, Михеев Е.В. просил признать их незаконными, обязать административного ответчика восстановить нарушенные права путем возобновления процедуры предварительного согласования предоставления земельных участков.
Решением суда административный иск оставлен без удовлетворения.
С решением суда не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что в материалы дела не представлено доказательств пересечения испрашиваемых земельных участков с землями лесного фонда. Отмечает, что доступ к образуемым земельным участкам возможен через земельный участок с кадастровым номером (... ), который на праве собственности принадлежит ему, административный ответчик был уведомлен об указанном обстоятельстве при подаче заявлений.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Лобаго О.А, действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель административного ответчика Нилова С.И, действующая на основании доверенности, выразила согласие с решением суда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Михеев Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером (... ).
19.03.2019 в ГКУ РК "Управление земельными ресурсами" от административного истца поступило 12 заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность на основании пп.10 п.2 ст.39.3 ЗК РФ для индивидуального жилищного строительства, в кадастровом квартале (... )
(... )
(... )
(... )
(... )
(... )
(... )
(... )
(... )
(... )
(... )
(... )
(... )
В заявлениях указывалось на то, что доступ к испрашиваемым земельным участкам осуществляется через земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве собственности.
Решениями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленными письмами от 25.04.2019 N (... ) отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков, поскольку испрашиваемые земельные участки располагаются на землях лесного фонда (в границах лесного квартала 20 Петрозаводского лесничества Петрозаводского участкового лесничества Прионежского лесничества), доступ к образуемым земельным участкам ограничен земельным участком с кадастровым номером (... ), принадлежащим административному истцу
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности отказов в предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства ввиду их частичного расположения на землях лесного фонда, отсутствия доступа к образуемым земельным участкам.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом в силу следующего.
Подпунктом 10 п.2 ст.39.3 ЗК РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст.39.18 настоящего Кодекса.
В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п.8 ст.39.15 или ст.39.16 настоящего Кодекса (п.1 ст.39.18 ЗК РФ).
В соответствии с пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 настоящего Кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ).
Исходя из п.7 ст.11.9 ЗК РФ, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст.7 Лесного кодекса РФ).
Статьей 25 Лесного кодекса РФ определены виды использования лесов. Предоставление гражданам лесных участков под индивидуальное жилищное строительство и эксплуатацию жилого фонда действующим лесным законодательством не предусмотрено.
Согласно ч.2 ст.9 Федерального закона от 04.12.2006 N201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, предоставление лесных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, в том числе представленный картографический материал, установив, что границы испрашиваемых земельных участков пересекают границы 20 лесного квартала Петрозаводского участкового лесничества, Прионежского лесничества суд пришел к верному выводу о том, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обоснованно отказало в предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Таким образом, отказы административного ответчика в предварительном согласовании предоставления земельных участков с указанными административным истцом характеристиками являются правомерными и соответствуют требованиям пп.3 п.16 ст.11.10. ЗК РФ.
При этом судебная коллегия учитывает, что оспариваемые решения не препятствуют повторному обращению административного истца с заявлениями о предоставлении без проведения торгов земельных участков в целях индивидуального жилищного строительства при соблюдении требований действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалы дела не представлено доказательств пересечения испрашиваемых земельных участков с землями лесного фонда, не могут являться основанием для отмены решения по вышеизложенным мотивам.
Тот факт, что земельный участок с кадастровым номером (... ) находится в собственности административного истца, правового значения не имеет, поскольку испрашиваемые земельные участки и земельный участок с кадастровым номером (... ) являются самостоятельными объектами недвижимости, формирование испрашиваемых земельных участков в соответствии с представленными схемами приведет к ограничению их оборотоспособности.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного истца, явившуюся предметом рассмотрения судом первой инстанции и получившую надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.07.2019 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.