Тамбовский областной суд в составе судьи Тамбовского областного суда Курохтина Ю.А.,
рассмотрел без проведения судебного заседания частную жалобу представителя Тулуповой Валентины Васильевны - Савончик Веры Александровны на определение судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26 июля 2019 года об отказе в принятии административного искового заявления.
УСТАНОВИЛ:
Тулупова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о признании незаконным решения об отказе в выделении денежных средств, возложении обязанности произвести выплату денежных средств на проведение ремонта жилого помещения.
Определением судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26 июля 2019 года в принятии указанного административного искового заявления Тулуповой В.В. отказано по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.
Не согласившись с указанным определением судьи, представителем Тулуповой В.В. - Савончик В.А. принесена частная жалоба о его отмене и направление дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Указывает, что законодательно орган соцзащиты не наделен полномочиями по определению права на получение денежных средств из федерального бюджета на проведение ремонта индивидуальных жилых домов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 313 "Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца". В соответствии с п.8 Правил члены семьи или лицо, уполномоченное ими, для получения средств на проведение ремонта представляют в орган социальной защиты населения документы, в числе которых должна быть справка о праве гражданина как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта по форме согласно приложению к Правилам N 2. Справки оформляются и выдаются уполномоченным органом федерального органа исполнительной власти, в котором погибший (умерший) военнослужащий проходил службу.
Приказом Министра обороны РФ N 267 от 29 июня 2007 года оформление и выдач справок возложены на Военные комиссары субъектов РФ.
Законодательно на военные комиссариаты субъектов федерации возложены функции по определению права членов семьи военнослужащих, потерявших кормильца, на получение средств из федерального бюджета на ремонт индивидуальных жилых домов, а не на органы соцзащиты.
Следовательно, право Тулуповой В.В. на получение средств из федерального бюджета на ремонт не возникает из актов Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, оно уже признано Военным комиссариатом Тамбовской области согласно приложенной к административному исковому заявлению справки о праве на получение средств федерального бюджета, на проведение ремонта индивидуального жилого дома.
Фактически орган соцзащиты является техническим распорядителем денежных средств, который проверяет правильность и нужное количество поданных документов, в связи с чем, Тулупова В.В. обратилась в суд за защитой нарушенных прав в порядке административного судопроизводства, предусмотренного КАС РФ.
В силу части 2.1. статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ, частная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Отказывая в принятии административного искового заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, суд обоснованно исходила из того, что положения ч.1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).
Не любое действие (бездействие), а также решение органов и должностных лиц может быть предметом самостоятельной судебной проверки в порядке административного судопроизводства.
Согласно статье 11 Гражданского кодекса защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 данного Кодекса, либо иными способами, установленными законом.
При этом избранный заявителем способ защиты должен соответствовать характеру нарушения и отвечать целям восстановления нарушенного права лица.
Из административного иска следует, что Тулупова В.В. является членом семьи военнослужащего, вдовой умершего военнослужащего Тулупова А.И, подпадает под категорию лиц, имеющих право на получение средств федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома, принадлежащего членам семьи военнослужащего, в соответствии со ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Постановления Правительства РФ от 27.05.2006 года N 313. Постановление Правительства РФ от 27 мая 2006 г. N 313 "Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца".
Таким образом, исходя из сущности заявленного административного иска, требования административного истца связаны с реализацией социальных прав на компенсационную выплату средств федерального бюджета на проведение ремонта вышеуказанного жилого помещения, то есть спор между сторонами возник по поводу обжалования отказа органа управления социальной защиты в выплате средств федерального бюджета и возложении обязанности произвести выплаты.
В разъяснениях, данных в абз. 6 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ", указано, что не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Нормы КАС РФ не предусматривают возможности исследования судом вопроса о нарушении гражданских прав и их восстановления с учетом положений ст. 12 ГК РФ.
При таких обстоятельствах судья первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что данный вопрос не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, а рассматривается в ином судебном порядке.
Поскольку ответчик находится по адресу: г. Тамбов, ул. Московская, д. 27а, рассмотрение данного спора не относится к подсудности Тамбовского районного суда Тамбовской области.
В этой связи судья обоснованно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ отказал Тулуповой В.В. в принятии административного искового заявления, оснований для отмены определения судьи Тамбовского областного суда Тамбовской области от 26 июля 2019 года, не имеется.
Руководствуясь статьями 315 - 317 Кодекса административного судопроизводства РФ, Тамбовский областной суд
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Тамбовского областного суда Тамбовской области от 26 июля 2019 года оставить без изменения, частную жалобу представителя Тулуповой Валентины Васильевны - Савончик Веры Александровны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы во Второй кассационный суд общей юрисдикции (121357, г. Москва, ул. Верейская, д. 29, стр. 34, 2kas@sudrf.ru).
Судья Ю.А. Курохтин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.