Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю,
судей:
Богдашова Д.А, Серазитдинова Э.Т,
с участием помощника судьи Скакун О.В, представителя административного истца - адвоката Костромина К.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 23 июля 2019 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N капитана 1 ранга Кузминова Виталия Александровича об оспаривании решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее - ДЖО) об изменении формы обеспечения жилым помещением на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т, объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Кузминов с 16 июня 2000 г. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, с составом семьи 3 человека.
Решением ДЖО от 23 июля 2014 г. Кузминову было распределено жилое помещение, общей площадью 72,8 кв.м, по адресу: "адрес" "адрес" "адрес" с получением которого он согласился.
Так как право собственности Российской Федерации на указанное жилое помещение не оформлено, дом, в котором оно находится, не принят на обслуживание управляющей компанией, в связи с чем вышеупомянутая квартира заселению не подлежит, решением жилищного органа от 26 февраля 2019 г. отменено извещение ДЖО от 23 июля 2014 г. о распределении Кузминову названного жилого помещения и административному истцу извещением от 26 февраля 2019 г. N 365247 распределено жилое помещение, общей площадью 71,3 кв.м, по адресу: "адрес"
28 марта 2019 г. в ходе личного приема заместителем руководителя ДЖО административному истцу было предложено получить извещение от 26 февраля 2019 г. N 365247 о распределении квартиры по адресу: "адрес" взамен ранее предварительно распределенного жилого помещения по адресу: "адрес" однако, от получения извещения Кузминов отказался, о чем в тот же день был составлен соответствующий акт. Свой отказ административный истец объяснил тем, что будет ожидать предоставления ранее предварительно распределенного ему жилого помещения.
Вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от 13 июня 2019 г. отказано в удовлетворении административного искового заявления Кузминова об оспаривании решения ДЖО от 26 февраля 2019 г. об отмене извещения ДЖО от 23 июля 2014 г.
Решением ДЖО от 29 марта 2019 г. N 02/РС-00687/2019 Кузминову изменена форма обеспечения жильем на жилищную субсидию. В обоснование принятого решения жилищный орган указал, что Кузминов по состоянию на 28 марта 2019 г. не представил согласие на предоставление или отказ от предоставления распределенного ему жилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью 71,3 кв.м, соответствующего избранному месту жительства и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Считая свои права нарушенными, Кузминов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным и отменить вышеуказанное решение ДЖО от 29 марта 2019 г. N 02/РС-00687/2019;
- обязать ДЖО восстановить его и членов его семьи на жилищном учете с формой обеспечения жильем в виде предоставления жилого помещения с 16 июня 2000 г. и предоставить ему и членам его семьи жилое помещение по адресу: "адрес"
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления Кузминову отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что он не отказывался от предложенного ему жилого помещения, а в материалах дела отсутствуют доказательства такого отказа.
Отмечает, что показания допрошенных в суде свидетелей ФИО9 об обстоятельствах дела имели существенные отличия, однако необоснованно оценены судом как согласующиеся между собой и положены в основу принятого решения.
Акцентирует внимание на том, что извещение о распределении жилого помещения по адресу: "адрес" ему не вручалось, срок на выражения мнения о возможности предоставления ему указанного жилого помещения не предоставлялся, что свидетельствует об ограничении его прав. Он был лишен возможности осмотреть указанное жилое помещение и письменно согласиться с его предоставлением либо отказаться от него.
Полагает, что письмо представителя ГК ВМФ от 20 марта 2019 г. N 771/ок-35 не может являться относимым и допустимым доказательством, поскольку доведение до военнослужащего извещения о распределении жилого помещения по телефону не основано на положениях действующего законодательства и не позволяет зафиксировать юридически значимые обстоятельства.
В этой связи обращает внимание на то, что сведения о направлении в адрес Главного командования ВМФ извещения о распределении ему жилого помещения в материалах дела отсутствуют, а соответствующие полномочия представителя ГК ВМФ какими-либо доказательствами не подтверждены.
Утверждает, суд расценил отсутствие его согласия на получение жилого помещения как отказ от него, что не соответствует действительности.
В заключение жалобы, ссылаясь на положения п. 1, 19 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), п. 12 Инструкции о порядке предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), п. 1 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. N 510, указывает, что вывод суда о том, что его действия необходимо расценивать как отказ от получения распределенного жилого помещения является необоснованным.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, если признает, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Между тем, таких обстоятельств по делу не установлено.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 19 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Пунктами 11 - 13 Инструкции определено, что жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Не позднее чем через десять рабочих дней с даты поступления в уполномоченный орган сведений о жилых помещениях, которые могут быть распределены, уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, извещения о распределении жилых помещений по рекомендуемому образцу.
Копии извещений о распределении жилых помещений направляются уполномоченным органом командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащими военной службы.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, указанных в пункте 12 Инструкции, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения, оформленное в корешке N 1 к извещению о распределении жилого помещения и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют сведения, указанные в подпункте "и" пункта 1 настоящей Инструкции по состоянию на дату выписки извещения, а также копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
В случае непоступления от военнослужащих, которым направлены извещения о распределении жилых помещений, согласия с предоставлением распределенных жилых помещений, в течение пяти дней с даты поступления в уполномоченный орган уведомления о вручении извещений военнослужащим указанные жилые помещения распределяются между другими военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 6 Порядка организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно (далее - Порядок), утверждённого приказом Министра обороны РФ от 25 января 2016 г. N 20, также предусмотрено, что после получения извещений военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган (специализированную организацию) информацию о согласии с предоставлением распределяемых жилых помещений, оформленную по рекомендуемому образцу (приложение N 1 к настоящему Порядку) или в произвольной форме, и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют необходимые документы по установленному перечню.
При несогласии военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган (специализированную организацию) отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный по рекомендуемому образцу (приложение N 1 к настоящему Порядку) или в произвольной форме.
Военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы), указанным в абзаце шестом настоящего пункта, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 19 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Требования военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определённым количеством комнат, определённого количества жилых помещений, не соответствующие нормам федерального законодательства, удовлетворению не подлежат.
Как видно из материалов дела, извещением ДЖО от 26 февраля 2019 г. N 365247 Кузминову на состав семьи 3 человека с учетом права на дополнительную площадь было распределено пригодное для проживания жилое помещение, общей площадью 71,3 кв.м, по адресу: "адрес" соответствующее избранному им месту жительства.
Однако от получения указанного извещения Кузминов отказался, что вопреки доводам апелляционной жалобы, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе: согласующимися между собой показаниями свидетелей: ФИО10, правомерно положенными судом в основу принятого решения, копией карточки личного приема от 28 марта 2019 г, копией соответствующего акта от 28 марта 2019 года.
Соответственно, отказавшись от получения указанного извещения, в установленный срок корешок N 1 к вышеуказанному извещению Кузминов не заполнил и в жилищный орган его не направил, что обоснованно расценено жилищным органом как фактический отказ от предложенного жилого помещения.
При таких данных суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что решением ДЖО от 29 марта 2019 г. N 02/РС-00687/2019 о внесении в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, изменений в соответствии с которыми формой обеспечения административного истца жилым помещением установлена жилищная субсидия, права и законные интересы Кузминова не нарушены, и правомерно отказал в удовлетворении его административного искового заявления.
Довод автора жалобы о том, что срок на выражение мнения о возможности предоставления ему жилого помещения по адресу: "адрес" ему не предоставлялся, является несостоятельным, поскольку в силу приведенных выше положений п. 13 Инструкции и п. 6 Порядка в случае получения извещения от 26 февраля 2019 г. N 365247 о распределении Кузминову вышеупомянутого жилого помещения, административный истец имел бы пятидневный срок на выражение своего мнения по вышеуказанному вопросу посредством представления в жилищный орган соответствующего корешка (N 1 или N 2) к названному извещению.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на его обоснованность и законность либо опровергали выводы суда первой инстанции.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что принятое по делу решение является правильным, а оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 23 июля 2019 г. по административному исковому заявлению Кузминова Виталия Александровича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.