Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю,
судей:
Богдашова Д.А, Серазитдинова Э.Т,
с участием помощника судьи Скакун О.В, представителя Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Департамент) Баконина А.Г, представителя командира войсковой части N Майстренко В.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 25 июля 2019 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части N прапорщика в отставке Мартынова Александра Владимировича об оспаривании бездействия руководителя Департамента, связанных с необеспечением субсидией для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т, объяснения представителей административных ответчиков, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Мартынов досрочно уволенный в феврале 2018 г. с военной службы по состоянию здоровья в отставку, вместе с членами своей семьи (он, супруга и трое детей) проживает в служебном жилом помещении и с августа 2017 г. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с формой обеспечения жильем в виде предоставления жилищной субсидии. До настоящего времени жилищной субсидией Мартынов не обеспечен.
Полагая свое право на получение жилищной субсидии вне очереди нарушенным, Мартынов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, оспорив бездействие руководителя Департамента по необеспечению его жилищной субсидией, просил суд обязать названное должностное лицо рассмотреть вопрос о предоставлении ему жилищной субсидии в соответствии с установленным законом порядком.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления Мартынову отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его административного искового заявления.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения п. 17 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), указывает, что он и члены его семьи признаны нуждающимися в получении жилищной субсидии вне очереди.
Отмечает, что суд не принял во внимание правовые позиции, изложенные в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 г, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2007 г, согласно которым понятие "вне очереди" не предполагает каких-либо сроков предоставления жилого помещения, поскольку жилье должно быть предоставлено немедленно. При этом Верховный Суд Российской Федерации также указал, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь, поскольку Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Таким образом, указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, и времени принятия их на учет.
Ссылается на правовые позиции, изложенные в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2008 г. N 85-В08-3.
Обращает внимание на то, что суд также не принял во внимание разъяснения, данные в п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 марта 2015 г, согласно которым указание в законодательной норме и решении суда на внеочередное предоставление жилого помещения свидетельствует о том, что оно должно быть предоставлено незамедлительно, независимо от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
Полагает, что ссылка в решении суда на положения п. 28 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, сделана без учета того обстоятельства, что названными правилами не установлен какой-либо порядок обеспечения жильем военнослужащих (граждан уволенных с военной службы) и членов их семей на льготных основаниях.
Акцентирует внимание на том, что суду не представлено документальных доказательств того, что в настоящее время жилищная субсидия предоставляется лицам, принятым на жилищный учет ранее его, равно как и доказательств того, что препятствием для предоставления ему жилищной субсидии является отсутствие в настоящее время соответствующих лимитов денежных средств.
В заключение жалобы, ссылаясь на положения ст. 115 Конституции Российской Федерации, указывает, что не выполняя Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации, административный ответчик нарушает его права и права членов его семьи, а также подрывает авторитет Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в глазах военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 17 ст. 15 Закона определено, что денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
Пунктами 3, 9 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 28 сентября 2018 г. N 428, определено, что жилищная субсидия является формой обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Жилищная субсидия вне очереди предоставляется военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
Таким образом, предоставление жилищной субсидии является альтернативным способом обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, а поэтому, исходя из приведенных выше правовых норм, осуществляется в порядке очерёдности, за исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством.
При этом приведенные правовые нормы не содержат указания на возможность реализации права военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на внеочередное получение жилищной субсидии по отношению иным к лицам, имеющим аналогичную льготу. В противном случае, был бы нарушен закрепленный в ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, на что правильно указано в решении суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, Мартынов состоит в едином реестре военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в войсках национальной гвардии Российской Федерации с учетом льготы на внеочередное обеспечение жильем или жилищной субсидией под номером 145, а непосредственно на жилищную субсидию с учетом этой же льготы под номером 84.
Кроме того, по смыслу п. 7 Порядка, одним из условий для принятия в установленный срок решения о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей является наличие достаточных лимитов бюджетных обязательств, предназначенных для предоставления жилищной субсидии, позволяющих обеспечить ею всех нуждающихся в получении постоянных жилых помещениях граждан, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии.
В этой связи, в случае, если поступивших на эти цели денежных средств не хватает для обеспечения в порядке очередности всех желающих получить названную субсидию, принятых на учет ранее Мартынова, следует исходить из того, что непосредственно для него денежные средства не выделялись и не поступали, в связи с чем решение о выплате этих средств принято быть не могло.
При таких обстоятельствах дела суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что невыплатой административному истцу жилищной субсидии его права и законные интересы не нарушены, и правомерно отказал в удовлетворении административного искового заявления Мартынова.
Ссылки в апелляционной жалобе на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку преюдициального значения для настоящего дела они не имеют.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование действующего законодательства, приведенные в качестве доводов апелляционной жалобы, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 25 июля 2019 г. по административному исковому заявлению Мартынова Александра Владимировича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.