Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Попова В.В,
судей: Левицкого Б.Ф. и Дзадзиева Д.А,
с участием помощника судьи Файзуллина Р.Х, административного истца Одорожи Д.В. и представителя административного ответчика - Ивановой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-70/2019 по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Одинцовского гарнизонного военного суда от 30 июля 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N майора Одорожи Дениса Валентиновича об оспаривании действий начальника Филиала N 2 ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области" (далее - Филиал УФО МО РФ), связанных с отказом в выплате административному истцу денежной компенсации за наём жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, объяснения представителя административного ответчика в обоснование апелляционной жалобы, а также административного истца, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Одорожа проходит военную службу по контракту с июля 2004 года, с января 2015 года является военнослужащим войсковой части N (г. Краснознаменск Московской области).
Решением начальника 1 отдела "Западного регионального управления жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел "Западрегионжилье") от 18 сентября 2015 года административный истец включен в список на предоставление служебных жилых помещений.
Так как 19 июня 2017 года Одорожа отказался от распределённого ему в г. Краснознаменске Московской области служебного жилого помещения (извещение от 8 июня 2017 года), выплата административному истцу денежной компенсации за наём жилья была прекращена. 2 октября того же года жилищный орган вновь предложил военнослужащему специализированное жилое помещение, однако от его получения он также отказался.
Получив сообщение начальника 1 отдела "Западрегионжилье" от 20 июня 2018 года о том, что извещение жилищного органа от 8 июня 2017 года о распределении административному истцу служебной квартиры, занятой другим военнослужащим, было выписано ошибочно, 6 декабря 2018 года командир войсковой части N издал приказ N 266 о выплате Одороже за период с 8 июня по 2 октября 2017 года денежной компенсации за наём жилья, который с приложенными документами был направлен в финансово-экономический орган.
24 апреля 2019 года начальником Филиала УФО МО РФ в адрес командира войсковой части N направлено уведомление об отсутствии оснований для выплаты Одороже за период с 8 июня по 2 октября 2017 года денежной компенсации за наём жилья, так как военнослужащий неоднократно необоснованно отказывался от предложенных ему специализированных жилых помещений.
Полагая свои права нарушенными, Одорожа обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконными действия начальника Филиала УФО МО РФ, связанные с отказом в выплате ему денежной компенсации за наём жилого помещения;
-обязать начальника Филиала УФО МО РФ выплатить ему денежную компенсацию за наем жилья за период с 8 июня по 2 октября 2017 года.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Одорожи удовлетворил.
В апелляционной жалобе административный ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также неправильное применением норм материального права, указывает, что денежная компенсация за наём жилого помещения может быть выплачена военнослужащему лишь в случае невозможности обеспечения его служебным жилым помещением, жилым помещением маневренного фонда или общежитием для временного проживания. Административному же истцу неоднократно: и 10 декабря 2015 года, и 2 октября 2017 года распределялись специализированные жилые помещения, однако от получения таковых Одорожа необоснованно отказывался.
Считает, что факт издания командиром войсковой части N приказа об обеспечении административного истца денежной компенсацией за наём жилого помещения не является законным основанием для её выплаты, так как в данном случае приказ издан в нарушение норм действующего законодательства. Выплата компенсации осуществляется финансовым органом, а, следовательно, принятие такого решения входит в компетенцию последнего.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
По смыслу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие в зависимости от времени поступления на военную службу и срока её прохождения обеспечиваются служебными жилыми помещениями либо жилыми помещениями, предоставляемыми для постоянного проживания по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, до получения жилых помещений по нормам предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Подобные нормы отражены и в пункте 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 (далее - Положение), согласно которому денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В силу пункта 2 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 303, выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части (организации), на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Из изложенного следует, что выплата военнослужащему денежной компенсация за наём жилого помещения осуществляется лишь в случае невозможности обеспечения его специализированным жилым помещением. Если военнослужащий отказался от получения распределённого специализированного жилого помещения, то выплата ему денежной компенсации прекращается до перераспределения такого жилья другому военнослужащему, то есть до фактической утраты жилищным органом возможности обеспечить данным жильем.
Как усматривается из материалов дела, 10 декабря 2015 года Одороже на состав семьи 4 человека были распределены две комнаты в общежитии по адресу: "адрес", от получения которых административный истец отказался.
20 июля 2016 года на данные комнаты жилищный орган заключил договор найма служебного жилого помещения с другим военнослужащим.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что специализированное жилое помещение Одороже, как состоявшему в списках на предоставление служебных жилых помещений, в период с 20 июня 2016 года по 1 октября 2017 года фактически не распределялось, извещение от 8 июня 2017 года о распределение административном истцу служебной квартиры выписано ошибочно, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о незаконности оспариваемых действий, обоснованно удовлетворив заявленные требования.
Доводы автора жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского гарнизонного военного суда от 30 июля 2019 года по административному исковому заявлению Одорожи Дениса Валентиновича оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника Филиала N 2 ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области" - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.