Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н.,
судей Орловой И.Н, Степановой З.А,
при секретаре судебного заседания Карлиной О.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ногинску Московской области к Васильеву Э.Н. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, по земельному налогу, пеней, поступившее по апелляционной жалобе Васильева Э.Н. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 1 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ногинску Московской области (далее - ИФНС России по г. Ногинску) обратилась в суд с административным иском к Васильеву Э.Н. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пеней всего в сумме 3628 руб. 31 коп, мотивируя исковые требования тем, что ответчик является плательщиком следующих налогов: налога на имущество физических лиц за 2015 год и за 2016 год, так как имеет в собственности объекты недвижимости: квартиру по адресу: "адрес"; квартиру по адресу: "адрес"; жилой дом по адресу: "адрес", а также земельного налога за 2014 год, так как имеет в собственности земельный участок по адресу: "адрес".
Налоговым органом Васильеву Э.Н. были исчислены налоги за 2014 год на земельный налог в размере 517 руб.; на имущество физических лиц: по коду ОКТМО 46790000 за 2015 год в размере 303 руб. и за 2016 год - 446 руб, по коду ОКТМО 46751000 за 2015 год в размере 646 руб. и за 2016 год - 1 687 руб, по которым выписаны налоговые уведомления N от 24 июля 2015 года и N от 12 октября 2017 года. В связи с тем, что в установленный законом срок налоги не были уплачены, на сумму недоимки ответчику начислены пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 6 руб. 85 коп. за 2015 год за период со 2 декабря 2017 года по 26 февраля 2018 года (код ОКТМО 46790000), 13 руб. 31 коп. за период с 2 декабря 2017 года по 15 февраля 2018 года (код ОКТМО 46751000); пени по земельному налогу за 2015 год в сумме 9 руб. 63 коп. за период с 2 декабря 2017 года по 15 февраля 2018 года. В связи с неуплатой указанной задолженности административному ответчику направлены требования: N по состоянию на 30 октября 2015 года, N по состоянию на 16 февраля 2018 года, N по состоянию на 27 февраля 2018 года, которые в установленный в них срок и до настоящего времени не исполнены. 15 ноября 2018 года произведен перерасчет по налогу на имущество за 2015 год в сторону уменьшения на 24 руб. Таким образом, задолженность по сроку уплаты 1 декабря 2017 года по налогу на имущество за 2015 год составила 646 руб.
Истец с учетом уточнения исковых требований просил взыскать с Васильева Э.Н. недоимку по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени, всего в размере 3 628 руб. 31 коп.
Канашский районный суд Чувашской Республики, рассмотрев предъявленные исковые требования, 1 июля 2019 года принял решение, которым постановил:
"Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ногинску Московской области о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пеней удовлетворить частично.
Взыскать с Васильева Э.Н, ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированного по месту жительства по адресу: "адрес", в пользу бюджета:
земельный налог за 2014 год в размере 517 (пятьсот семнадцать) рублей (ОКТМО 46790000);
пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2015 год за период с 02.12.2017 года по 15.02.2018 года в размере 9 (девять) рублей 63 копейки (ОКТМО 46751000).
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ногинску Московской области к Васильеву Э.Н. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 и 2016 год в общей сумме 3082 рубля и пеней в общем размере 19 рублей 68 копеек отказать".
Не согласившись с данным решением суда на предмет его отмены в той части, в которой удовлетворен иск, по мотивам незаконности и необоснованности административным ответчиком подана апелляционная жалоба.
В обоснование апелляционной жалобы административный ответчик указал на то, что недоимки по земельному налогу за 2014 год он не имел, к тому же истек срок давности взыскания указанного налога. Не согласен с выводами суда о том, что им ошибочно оплачены налоги по реквизитам Межрайонной ИФНС N 4 по Чувашской Республике вместе ИФНС России по г. Ногинску в размере 3106 руб, поскольку указанное опровергается представленными им чек-ордерами. Кроме того, суд не учел, что по невнимательности административного истца в период с 2016 по 2018 год он три раза оплачивал налог на имущество за объекты недвижимости по адресу: "адрес", и два раза за объект недвижимости по адресу: "адрес", два раза оплачивал земельный налог за земельный участок по адресу: "адрес", что подтверждается налоговыми уведомлениями и чек-ордерами. При данных обстоятельствах он имеет переплату в размере 1384 руб.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения.
В силу ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 этой же статьи КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Разрешая заявленные исковые требования ИФНС России по г. Ногинску к Васильеву Э.Н. и удовлетворяя их части взыскания земельного налога за 2014 год, а также пени на недоимку по этому виду налога за 2015 год за период со 2 декабря 2017 года по 15 февраля 2018 года, а также отказывая в удовлетворении иска о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 и 2016 год, а также пеней на недоимку по этому виду налога, суд первой инстанции установилвсе юридически значимые для разрешения данной категории дел обстоятельства.
Решение суда в части отказа во взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пеней по этому виду налога сторонами не оспаривается.
Относительно доводов апелляционной жалобы административного ответчика об отсутствии у него задолженности по земельному налогу за 2014 год и пропуске административным истцом срока обращения в суд за взысканием недоимки, судебная коллегия полагает возможным отметить следующее.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, являются объектами налогообложения.
В силу п. 1 ст. 388 этого же кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка, как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 393, 405 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 ст. 396 НК РФ; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 1 и 3 ст. 396 НК РФ), о чем налогоплательщику направляет налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст. 52 НК РФ).
В соответствии с редакцией абз. третьего п. 1 ст. 397 НК РФ, действовавшей в 2014- 2015 годах, земельный налог подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В действующей редакции налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи, которым предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пунктом 2 этой же статьи установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абз. первый).
Абзацем вторым п. 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как видно из материалов дела и установлено судом, за административным ответчиком Васильевым Э.Н. в 2014 году на праве собственности были зарегистрированы земельные участки с кадастровыми номерами... по адресу: "адрес" и... по адресу: "адрес", а также части жилых домов по указанным адресам.
12 августа 2015 года ИФНС России по г. Ногинску было направлено Васильеву Э.Н. налоговое уведомление N от 24 июля 2015 года об уплате земельного налога за вышеуказанные земельные участки в размере 517 руб. и 421 руб. соответственно и налога на имущество в размерах соответственно 158 руб. 75 коп. и 210 руб. 96 коп, всего в размере 1307 руб. 71 коп.
10 ноября 2015 года ИФНС России по г. Ногинску Васильеву Э.Н. выставлено требование N об уплате вышеуказанных налогов по состоянию на 30 октября 2015 года, всего размере 1167 руб. 71 коп. и пени в размере 173 руб. 80 коп, в срок до 2 февраля 2016 года.
Поскольку общая сумма недоимки по налогам и пеней, указанных в требовании N не превышала 3000 руб, налоговый орган не вправе был обращался в суд с исковыми требованиями к Васильеву Э.Н. о взыскании указанной недоимки.
16 февраля 2018 года ИФНС России по г. Ногинску выставлено требование N об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу по состоянию на указанную дату всего в размере 3 774 руб. и пеней в сумме 41 руб. 45 коп, в срок до 11 апреля 2018 года.
Следовательно, налоговый орган вправе был обратиться в суд с заявлением о взыскании сумм недоимок по налогам в течение 6 месяцев с указанной даты, то есть до 12 октября 2018 года.
Судом также установлено, что ИФНС России по г. Ногинску в пределах установленного законом срока 11 сентября 2018 года обращалась к мировому судьей судебного участка N 1 Канашского района Чувашской Республики с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимок по налогам и пени с Васильева Э.Н.
13 сентября 2018 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с Васильева Э.Н. недоимок по налогам. Определением этого же мирового судьи от 21 сентября 2018 года данный судебный приказ отменен ввиду поступления возражений от должника.
Административное исковое заявление к Васильеву Э.Н. по настоящему делу направлено в Канашский районный суд через отделение почтовой связи 20 марта 2019 года, то есть в пределах шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы административного ответчика, пришел к правильному выводу о том, что административным истцом ИФНС России по г. Ногинску не пропущен срок обращения в суд с административным иском к Васильеву Э.Н. по требованию о взыскании земельного налога за 2014 год.
Поскольку доказательств оплаты административным ответчиком земельного налога за 2014 год и пеней, начисленных на недоимку по земельному налогу за 2015 год за период с 2 декабря 2017 года по 15 февраля 2018 года, в материалы дела не представлено, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно взыскал с Васильева Э.Н. указанную недоимку и пени.
Не может повлечь отмены принятого по делу решения и доводы апелляционной жалобы административного ответчика и о наличии у него переплаты по налогам.
Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
В соответствии с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.
Согласно п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
Административный истец ИФНС России по г. Ногинску, предъявляя исковые требования, не установилафакта излишней оплаты налога Васильевым Э.Н.
Допустимых доказательств, свидетельствующих об обратном, административным ответчиком в ходе рассмотрения настоящего дела, в нарушение ст. 62 КАС РФ, суду также не представлено.
По приложенным Васильевым Э.Н. к апелляционной жалобе незаверенным светокопиям чек-ордеров невозможно установить наличие у него переплаты по налогам и пеням.
Васильев Э.Н, ссылаясь на наличие у него переплаты по налогам, в силу п. 3 ст. 78 НК РФ вправе требовать от налогового органа совместной проверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам и в случае выявления такого факта требовать возврата излишне взысканного налога в соответствии со ст. 79 НК РФ.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно взыскал задолженность по земельному налогу и пени с административного ответчика.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Васильева Э.Н. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 1 июля 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Уряднов
Судьи: И.Н. Орлова
З.А. Степанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.