Заместитель председателя Верховного Суда Чувашской Республики Савелькина Г.О., рассмотрев жалобу Хорькова А.П. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Козловского района Чувашской Республики от 29 марта 2019 года и решение судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 20 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Хорькова А.П.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Козловского района Чувашской Республики от 29 марта 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 20 мая 2019 года, индивидуальный предприниматель и глава КФХ Хорьков А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Хорьков А.П. просит отменить вышеуказанные судебные акты и прекратить производство по делу. Считает, что мировой судья нарушил его право на защиту, а также рассмотрел дело с нарушением правил подсудности, поскольку по делу проводилось административное расследование.
Проверив представленные материалы, изучив доводы жалобы заявителя, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Ответственность по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
"ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденный Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно пункту 8.1 указанного ГОСТ на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости.
Согласно пункту 8.2 указанного ГОСТ во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IА - III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1(2) см, на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 31 декабря 2018 года в 14 часов 30 минут на автодороге "данные изъяты" м. ИП глава КФХ Хорьков А.П, являясь лицом ответственным за содержание автодороги, нарушил пункты 8.1, 8.2 ГОСТ Р 50597-2017, пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, то есть допустил наличие на проезжей части дороги рыхлого снега средней высоты 6 см, тем самым нарушил правила содержания дорог, и таким образом совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Факт совершения Хорьковым А.П. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 5 марта 2019 года; актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 31 декабря 2018 года, фототаблицей, приложенной к акту, письмом врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Козловскому району ФИО1 заместителю главы - начальнику отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района ФИО2 N от 25 января 2019 года, ответом заместителя главы- начальника отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района ФИО2 от 6 февраля 2019 года; муниципальным контрактом N от 18 декабря 2017 года, а также и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Указанное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу Хорькова А.П, не усматривается.
Административное наказание назначено Хорькову А.П. в пределах санкции части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения и личности виновного.
Доводы жалобы о том, что дело рассмотрено мировым судьей с нарушением правил подсудности рассмотрены судьей районного суда и обосновано опровергнуты в обжалуемом решении.
Согласно статье 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом.
Согласно разъяснениям, изложенным в подпункте "а" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц.
В данном случае каких-либо процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление по делу проведено не было, фактически административное расследование не проводилось.
В связи с этим дело правомерно рассмотрено мировым судьей, поскольку в данном случае не применимы положения абз. 2 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, предусматривающие отнесение к подсудности судей районных судов дел, производство по которым осуществляется в форме административного расследования.
Доводы о нарушении права Хорькова А.П. на защиту при рассмотрении мировым судьей дела об административном правонарушении подлежат отклонению.
Из материалов дела следует, что Хорьков А.П. был заблаговременно извещен мировым судьей о времени и месте рассмотрения дела и вправе был воспользоваться юридической помощью путем приглашения на рассмотрение дела любого защитника.
Вместе с тем объективных сведений, подтверждающих, что Хорьковым А.П. на рассмотрение дела к мировому судьей 29 марта 2019 года был приглашен защитник Вахтеркин Ю.А. и представлены мировому судье доказательства невозможности участия приглашенного защитника в судебном заседании 29 марта 2019 года, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах отказ мирового судьи в удовлетворении ходатайства Хорькова А.П. от 29 марта 2019 года об отложении рассмотрения дела на иную дату за пределами срока давности привлечения к административной ответственности свидетельством того, что Хорьков А.П. был лишен предусмотренных нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты прав при рассмотрении дела об административном правонарушении 29 марта 2019 года, не является.
При рассмотрении судьей районного суда жалобы на постановление о привлечении Хорькова А.П. в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело проверено в полном объеме, право на получение юридической помощи посредством участия в судебном заседании защитника Вахтеркина Ю.А. Хорьковым А.П. реализовано.
Порядок и срок привлечения Хорькова А.П. к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.17, статьей 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Козловского района Чувашской Республики от 29 марта 2019 года и решение судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 20 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Хорькова А.П. оставить без изменения, а жалобу Хорькова А.П. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Верховного Суда
Чувашской Республики Г.О. Савелькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.