Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Шеховцовой Э.А,
судей Шишовой В.Ю, Евтуховой Т.С,
при секретаре судебного заседания Жегулине А.А,
с участием прокурора Колячкиной И.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Блохина С.В.
на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 17 июля 2019 года по административному иску ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю к Блохина С.В. об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы,
заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А,
установила:
ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю обратилось суд с административным иском к Блохина С.В. об установлении административного надзора на срок 3 года, с установлением ему административных ограничений: запрета на пребывание в кафе, барах, ресторанах, ночных клубах; запрета на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов до 06 часов, запрета на выезд за пределы муниципального образования субъекта РФ по месту жительства или пребывания без согласования с органом, осуществляющим административный надзор, возложении обязанности являться 3 раза в месяц по месту жительства или пребывания для регистрации в отдел МВД России.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что Блохина С.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения осужден приговором Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по п. "к" ч. "данные изъяты" к 12 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Конец срока отбытия наказания - ДД.ММ.ГГГГ.
За период отбывания наказания в местах лишения свободы Блохина С.В. имеет 87 действующих взысканий, поощрений не имеет, в настоящее время характеризуется отрицательно, исполнительных листов не имеет, в браке не состоит, имеет малолетнего ребенка, отбывает наказание в запираемом помещении строгих условий отбывания наказания.
Постановлением начальника ФБУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия от ДД.ММ.ГГГГада Блохина С.В. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В связи с изложенным, на основании ст.3 Федерального Закона от 06.04.2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" считает, что в отношении Блохина С.В. необходимо установить административный надзор на срок 3 года, с предусмотренными законом административными ограничениями.
Обжалуемым решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 17 июля 2019 года административное исковое заявление ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю к Блохина С.В. об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, удовлетворено.
Установлен в отношении Блохина С.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца "адрес", административный надзор на срок 3 года.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в отделе МВД России по избранному месту жительства или пребывания.
Установлены в отношении поднадзорного лица следующие административные ограничения, обеспечивающие индивидуальное профилактическое воздействие: запретить пребывание в барах, кафе, ресторанах, ночных клубах; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов; запретить выезд за пределы муниципального образования - "адрес" края, без разрешения органа, осуществляющего административный надзор; обязать явкой 3 (три) раза в месяц в отдел МВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В апелляционной жалобе Блохина С.В. просит решение отменить. Считает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается на нарушение срока подачи административного иска.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Георгиевского межрайонного прокурора Бош В.В. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, выслушав заключение прокурора Колячкиной И.В, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Пунктом 2 части 2 статьи 3 Закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены статьей 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, согласно которой в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В силу требований части 2 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона, установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Исходя из части 8 статьи 272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами административного дела, Блохина С.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения осужден приговором Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по п. "к" "данные изъяты" 12 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В настоящее время Блохина С.В. отбывает наказание в ФКУ ИК - 4 УФСИН России по СК. Конец срока отбытия наказания - ДД.ММ.ГГГГ.
За период отбывания наказания в местах лишения свободы Блохина С.В. имеет 87 действующих дисциплинарных взысканий, поощрений не имеет, в настоящее время характеризуется отрицательно, исполнительных листов не имеет, в браке не состоит, имеет малолетнего ребенка, отбывает наказание в обычных условиях содержания.
Постановлением начальника ФБУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ Блохина С.В. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 228, статьей 228.3, частью 1 статьи 231, частью 1 статьи 234.1 УК РФ.
В отношении указанного в части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ лица административный надзор устанавливается, если: лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ определено, срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, определены в статье 4 Закона N 64-ФЗ.
Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" регламентировано, что возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.
В связи с этим истечение на момент рассмотрения дела об административном надзоре срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления такого надзора (пункт 1 части 3 статьи 3 Закона, часть 8 статьи 117 УИК РФ).
Разрешая административные исковые требования, районный суд, принимая во внимание, что Блохина С.В. имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, в период отбывания наказания в местах лишения свободы признан злостным нарушителем, обоснованно установиладминистративный надзор сроком на 3 года, подлежащим исчислению со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установленные судом административные ограничения, а также срок административного надзора отвечают обстоятельствам и степени опасности совершенных Блохина С.В. преступлений и способствуют предупреждению совершения им иных преступлений и правонарушений.
Судебная коллегия отмечает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления и защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с положениями статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
Ссылка Блохина С.В. в жалобе на нарушение судом положений процессуального закона, выразившихся в отсутствии у него возможности подготовиться к судебному заседанию, является несостоятельной, поскольку в материалах дела содержится расписка Блохина С.В. о получении им копии административного искового заявления ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебное заседание проведено с участием Блохина С.В, он высказал свою позицию и возражения по существу административного иска, в полной мере реализовал свои процессуальные права, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, а потому районный суд с учетом позиции сторон вправе был рассмотреть дело по существу.
Довод жалобы Блохина С.В. о нарушении районным судом его права на защиту ввиду не предоставления ему адвоката не может служить основанием к отмене состоявшегося по делу решения, поскольку Закон N 64-ФЗ не предусматривает обязательного участия представителя лица, в отношении которого подано заявление, при рассмотрении дела об установлении административного надзора, соответственно, основания для назначения Блохина С.В. адвоката в порядке части 4 статьи 54 КАС РФ отсутствовали.
Судебная коллегия отмечает, что поднадзорное лицо в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона N 64-ФЗ имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания.
Согласно части 3 статьи 12 Закона N 64-ФЗ орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами.
Также поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет возможность обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 4 Закона N 64-ФЗ, а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 9 Закона N 64-ФЗ, с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Доводы жалобы об истечении срока подачи административного иска и иные доводы, по сути, сводятся к переоценке доказательств и неправильному толкованию положений действующего законодательства, что само по себе не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. Каких-либо нарушений процессуального закона судебной коллегией не установлено. Оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 17 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Блохина С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.