Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О Государственном земельном кадастре"
Необходимость правового акта Российской Федерации о кадастре для учета объектов недвижимости назрела давно, она вытекает из многих положений Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (абзацы 2 и 6 ст.1; пп.З, 6 ст.12; предпоследний абзац п.1 ст.17; п.4 ст.18; п.2 ст.20 и др.). Предлагаемый проект подготовлен с учетом норм указанного Закона: создаются кадастровые бюро, призванные работать в кадастровых округах параллельно с учреждениями юстиции по регистрации прав на недвижимость. Базовый документ для учета объекта - "раздел кадастра" - назван по аналогии с базовым документом системы регистрации прав по недвижимости (раздел реестра прав). По аналогии с законом определен и состав кадастровой документации.
Проектом создается открытая, общедоступная, эффективная и недорогая система регистрации объектов - земельных участков вместе с расположенными на них объектами недвижимости. Регистрировать в кадастре секретные сведения запрещается, это предмет ведомственных реестров. Любое лицо вправе знакомиться с данными кадастра по отдельному объекту, с кадастровой картой округа.
На базе данных кадастра будет возможно создавать иные необходимые государственные кадастры и реестры.
В качестве содержания кадастра установлены минимально необходимые и достаточные сведения о физическом объекте недвижимости. Введена возможность установления границ с экономически оправданной точностью. Это позволит избежать экономически необоснованных расходов на учет излишних сведений, обеспечит оперативность работы кадастровых бюро.
Обязательный кадастровый учет для обеспечения определенных законодательством государственных целей производится за счет бюджетных средств. Минимизация их расходования обеспечивается тем, что обязательный кадастровый учет производится лишь в исключительных случаях, тогда как основным является кадастровый учет по заявлениям владельцев недвижимости, осуществляемый за их счет.
Кадастровые бюро создаются в качестве выполняющих государственные функции учреждений на местном уровне. Это позволяет обеспечить реальный контроль за ними со стороны заинтересованных муниципальных органов, финансовую ответственность кадастровых бюро и их должностных лиц, создаст учреждения, доступные для общественного контроля. В итоге это обеспечит надежность и эффективность кадастра, защитит пользователей от произвольных административных и иных незаконных действий.
С этой же целью землеустройство отделено от деятельности по ведению кадастра, установлены права, обязанности и ответственность землеустроителя. Инициатором землеустроительных работ может быть только собственник или владелец земли, либо лицо, которое имеет такое право на основании законодательства. Землеустроительные работы и подготовка проекта кадастрового дела производятся землеустроителями лицами - сотрудниками учреждения по землеустройству либо частными землеустроителями.
Проект определяет содержание и состав кадастра, а также требования к порядку его ведения.
Вводятся также нормы об ответственности за нарушение законодательства о земельном кадастре как сотрудниками кадастрового бюро, так и иными лицами.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из Федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О Государственном земельном кадастре"
Для реализации вносимого законопроекта дополнительных расходов за счет Государственного бюджета Российской Федерации не требуется.
Депутат Государственной Думы |
М.В.Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.