Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О карантине растений"
1. Основание необходимости принятия данного законопроекта.
Проект федерального закона "О карантине растений" разработан по следующим основаниям:
1) Правовой основой для проведения государственных мероприятий по карантину в настоящее время является только Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.92 г. N 268 "О государственной службе по карантину растений в Российской Федерации", однако, в связи с происшедшими радикальными социально-экономическими и политическими изменениями, принятием Конституции Российской Федерации, ГК Российской Федерации, УК Российской Федерации, а также ряда других федеральных законов, существующая правовая база не в полной мере обеспечивает возможности правового регулирования при осуществлении карантинных фитосанитарных мероприятий и не отражает в этих условиях соответствующий статус Государственной службы карантина растений, обеспечивающей функции контроля и надзора на федеральном уровне. Статус и функции аналогичных служб, осуществляющих санитарный и ветеринарный надзоры, определены федеральными законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О ветеринарии". Имеются также федеральные законы "О селекционных достижениях", "О семеноводстве", "О племенном животноводстве";
2) Во многих странах (Австрия, США, Япония, Венгрия, Польша, Китай и т.д.) имеются законы по вопросам карантина растений. Приняты такие законы и во многих странах СНГ (Азербайджан, Кыргызстан, Узбекистан, Украина, Молдова и др.).
Необходимость совершенствования законодательной базы в области карантина растений с учетом мировой практики в плане подготовки к вступлению России в ВТО, также обосновывают целесообразность принятия Федерального закона "О карантине растений".
2. Общая характеристика и основные положения законодательства.
Проект закона направлен на решение основной задачи: устранение пробела федерального законодательства и нормативно-правовых актов в области карантина растений и приведение его в соответствие с Конституцией и законодательством Российской Федерации.
В законопроект включены положения, регламентирующиеся подзаконным актом "О государственной службе по карантину растений в Российской Федерации".
Единство и централизация построения Государственной службы карантина растений (создана в 1931 году), обусловлена специфичностью решаемых ею задач по охране растительных ресурсов и продукции растительного происхождения страны от особо опасных вредителей, возбудителей болезней и сорняков карантинного значения и межведомственным профилактическим и радикальным характером осуществляемых ею мероприятий.
Проект, как и ныне действующее законодательство, предусматривает финансирование деятельности Государственной службы карантина растений из федерального бюджета, а также устанавливает дополнительные источники финансирования ее деятельности.
В проекте определены обязанности ведомств, хозяйствующих субъектов и физических лиц в обеспечении карантинных фитосанитарных мероприятий как внутри страны и на ее границах, так и в плане выполнения обязательств России по международным договорам в области карантина растений.
3. Состояние законодательства в сфере карантина растений.
Общие отношения, охватываемые проектом Федерального закона "О карантине растений" в настоящее время регулируются:
1. Законом Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации".
2. Таможенным кодексом Российской Федерации.
3. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" от 18.06.97.
4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1992 года N 268 "О государственной службе по карантину растений в Российской Федерации" и Положением о Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации, утвержденным указанным постановлением.
5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 60 "Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".
4. Ожидаемые социально-экономические последствия принятия Федерального закона "О карантине растений".
Принятие Федерального закона "О карантине растений" повысит роль и ответственность ведомств, хозяйствующих субъектов и граждан в осуществлении карантинных фитосанитарных мероприятий, что будет способствовать предотвращению экономического ущерба от проведения мероприятий по охране растительных ресурсов и продукции растительного происхождения от особо опасных вредителей, возбудителей болезней и сорняков, имеющих карантинной значение, что благоприятно отразится на экономике страны, хозяйствующих субъектах в области производства растениеводческой продукции, лесном, коммунальном хозяйстве, промышленности, использовании, переработке растительной продукции, а также будет способствовать увеличению экспорта растительной продукции и лесоматериалов.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О карантине растений"
Принятие и реализация Федерального закона "О карантине растений" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием федерального закона
"О карантине растений"
В связи с принятием Федерального закона "О карантине растений" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.