Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО9,
судей ФИО8 и Ибрагимовой А.М,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУ-ОПФР по РД по доверенности ФИО7 на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 25 июля 2019 года по иску ФИО1 к ГУ-ОПФР по РД о признании незаконным решения отделения УОПФР по РД в "адрес" г.Махачкалы от 29 мая 2019 года об отказе в назначении пенсии, включении периода работы с 6 мая 1991 года по настоящее время в специальный (медицинский) стаж в льготном исчислении из расчета 1 год как 1 год и 6 месяцев, обязании назначить и выплатить пенсию со дня обращения за ее назначением.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО8, объяснения представителя ответчика ГУ-ОПФР по РД по доверенности ФИО7, просившей апелляционную жалобу удовлетворить, объяснения истца ФИО1, просившей апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ-ОПФР по РД о признании незаконным решения отделения УОПФР по РД в "адрес" г. Махачкалы от 29 мая 2019 года об отказе в назначении пенсии, включении периода работы с 6 мая 1991 года по настоящее время в специальный (медицинский) стаж в льготном исчислении из расчета 1 год как 1 год и 6 месяцев, обязании назначить и выплатить пенсию со дня обращения.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО6 по достижении необходимых условий для назначения пенсии на льготных основаниях обратилась в УОПФР по РД в "адрес" г. Махачкалы за назначением пенсии, приложив к заявлению все необходимые документы. Решением УОПФР по РД в "адрес" г. Махачкалы от 29 мая 2019 в назначении пенсии было отказано. При этом период работы истицы с 6 мая 1991 по настоящее время в специальный (медицинский) стаж в льготном исчислении из расчета 1 год как 1 год и 6 месяцев включен не был.
Указанный отказ истица считает незаконным, поскольку в данный период времени она работала акушеркой в отделении не вынашивания беременности Перинатального центра г. Махачкалы, стаж в котором засчитывается в качестве льготного. При проверке лицевых счетов и стажа было выявлено расхождение в названии лечебного учреждения (Перинатальный центр) с теми, которые указаны в соответствующем Перечне, но указанное расхождение не являются принципиальным и не влечет изменения характера работы как самой истицы, так и отделения и медицинского учреждения в целом. Считает, что в назначении пенсии отказано незаконно.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 25 июля 2019 года постановлено:
"Исковые требования ФИО1 к ГУ-ОПФР по РД удовлетворить частично.
Признать незаконным решения отделения ГУ-ОПФР по РД в "адрес" г. Махачкалы от 29 мая 2019 года об отказе ФИО1 в назначении пенсии.
Обязать ГУ-ОПФР по РД включить в специальный (медицинский) стаж ФИО1 с льготным исчислением из расчета один год как один год и шесть месяцев периоды работы с 6 мая 1991 года по 31 мая 1994 года, с 2 июля 1994 года по 16 июля 1995 года, с 2 сентября 1995 года по 12 мая 1996 года, с 1 ноября 2000 года по 14 мая 2014 года, с 2 октября 2014 года по 11 октября 2018 года.
Обязать ГУ-ОПФР по РД назначить и выплатить ФИО1 пенсию на льготных условиях по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 12 октября 2018 года".
Не согласившись с данным решением, представитель ответчика ГУ-ОПФР по РД по доверенности ФИО7 подала на него апелляционную жалобу, в которой указывается о его незаконности, необоснованности и содержится просьба об отмене.
В обосновании доводов автор жалобы указывает, что наименование учреждения - "Перинатальный центр (родильный дом) Республиканской клинической больницы", в котором работала истица весь спорный период, не соответствуют Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работы которых в течение года засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. "Перинатальный центр", в котором работала истица, является подразделением Республиканской клинической больницы и не является самостоятельным обособленным лечебным учреждением. В то же время, в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работы которых в течение года засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, указан "Перинатальный Центр" как самостоятельное лечебное учреждение.
Право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций структурных подразделений) предоставлено Минтруду России по представлению Федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ. Это право закреплено п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
В сфере здравоохранения к федеральным органам исполнительной власти, представляющим документы для установления тождества должностей, учреждений, структурных подразделений, относится Министерство здравоохранения Российской Федерации. Тождественность устанавливается по отношению к наименованиям учреждений, структурных подразделений, должностей, изменение названия которых обусловлено изданием новых нормативных документов Министерства здравоохранения Российской Федерации. Вместе с тем тождественность не устанавливается, если переименование было произведено в произвольном порядке, то есть на основании решений администрации учреждений, а также в случаях ошибочного наименования должностей или структурных подразделений. Штатное расписание учреждения должно составляться по форме, утвержденной Приказами Министерства, когда наименование конкретной должности указывается в наименовании структурного подразделения.
Таким образом, отказ Управления ОПФР по РД в "адрес" г.Махачкалы является законным и обоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО6 просит решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 25 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ГУ-ОПФР по РД по доверенности ФИО7 поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просил решение суда от 25 июля 2019 года отменить, в удовлетворении исковых требований Д ФИО6 отказать, истец ФИО6 просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с 01 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действовавшего в спорный период работы истицы, который не включен в специальный стаж, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "н" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Пунктом 2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, установлено, в льготном исчислении засчитывается стаж работы, среди прочего, акушерок отделений хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 списка: акушерское, акушерское физиологическое; акушерское обсервационное; акушерское патологии беременности.
Пунктом 1 Списка предусмотрены больницы всех наименований.
Из положений пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающего назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения следует, что право на досрочную страховую (трудовую) пенсию медицинским работникам связано с работой именно в учреждениях здравоохранения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 12 октября 2018 года истица ФИО1 обратилась в отделение УОПФР по РД в "адрес" г. Махачкалы за назначением пенсии в льготном порядке (п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Решением отделения УОПФР по РД в "адрес" г. Махачкалы от 29 мая 2019 года в назначении пенсии истице было отказано по причине выявления в ходе проверки и оценки пенсионных прав истицы расхождения в наименовании учреждения, где работает истица, с наименованиями учреждений, медицинский стаж в которых засчитывается в льготном исчислении.
Согласно трудовой книжке AT-V N 6891639 истица ФИО1 6 мая 1991 года принята на должность акушерки в отделение не вынашивания беременности перинатального центра; 18 октября 1993 года переведена старшей акушеркой этого же отделения; 28 апреля 1994 года переведена акушеркой в отделение не вынашивания беременных, где работает по настоящее время.
Согласно справке, уточняющей особый характер работ и условий труда, необходимых для досрочного назначения трудовой пенсии, выданной Республиканской клинической больницей, истица ФИО1 с 6 мая 1991 года по настоящее время работает акушеркой первоначально в отделении не донашивания, а затем в отделении не вынашивания беременности. Аналогичная справка выдана истице Республиканским медицинским информационно-аналитическим центром.
Перинатальный центр относится к Республиканской клинической больнице. Трудовая книжка истицы заведена при приеме истицы на работу непосредственно Республиканской клинической больницей Министерства здравоохранения ДАССР, заверена печатью этого медицинского учреждения. Этим же медицинским учреждением выдана и уточняющая справка о стаже истицы.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования о включении в медицинский стаж истицы периода работы с 5 мая 1991 года по настоящее время в должности акушерки Перинатального центра, суд первой инстанции исходил из того, что по своей организационно-правовой форме и по наименованию, Перинатальный центр Республиканской клинической больницы относится к учреждениям здравоохранения, работа в которых засчитывается по пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия считает возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком (после 6 октября 1992 года), а также в отпусках без сохранения заработной платы с 6 мая 1991 года по 31 мая 1994 года (3/0/25), с 2 июля 1994 года по 16 июля 1995 года (1/0/14), с 2 сентября 1995 года по 12 мая 1996 года (0/8/10), с 1 ноября 2000 года по 14 мая 2014 года (13/6/13), с 2 октября 2014 года по 11 октября 2018 года (4/0/9), как указал суд первой инстанции, не подлежат включению при подсчете специального стажа истицы.
Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется, соответственно, в силу ст. 327.1 ГПК РФ, судебной коллегией не проверяется.
В апелляционной жалобе представитель ГУ-ОПФР по РД ссылается, что периоды работы истца в Перинатальном центре не могут быть включены в подсчет специального стажа, поскольку наименование учреждения не соответствует наименованию учреждения, предусмотренного Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
С указанными доводами пенсионного органа судебная коллегия согласиться не может, поскольку согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, к таким учреждениям относятся больницы всех наименований.
Поскольку при включении в подсчет специального стажа истицы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указанных выше периодов у нее образуется необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, суд обоснованно пришел к выводу об обязании ответчика назначить истице досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за ней.
Судебная коллегия, исходя из изложенных выше обстоятельств и представленных в материалы дела документов, в полной мере соглашается с приведенными в решении суда первой инстанции выводами.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда, что в силу действующего законодательства не является основанием для отмены либо изменения решения.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам, нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не установлено. Оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 25 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ГУ-ОПФР по РД по доверенности ФИО7 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Махачкалы.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.