Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО14,
судей ФИО13 и Алиевой Э.З,
при секретаре судебного заседания ФИО7,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя управляющего ГУ-ОПФР по РД ФИО8 на решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 23 июля 2019 года по иску ФИО1 к ГУ-ОПФР по РД о признании периода работы в детском комбинате N 11 с 21 декабря 1987 года по 1 января 1993 года педагогической деятельностью и включении этого периода в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию, обязании ГУ-ОПФР по РД назначить досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью в течение 25 лет с момента обращения - 9 октября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО13, объяснения представителя ГУ-ОПФР по РД по доверенности ФИО9,, просившего апелляционную жалобу удовлетворить, объяснения истца ФИО1, просившей апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ-ОПФР по РД о признании периода работы в детском комбинате N11 с 21 декабря 1987 года по 1 января 1993 года педагогической деятельностью и включении этого периода в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию, обязании УОПФР по РД в г. Избербаш назначить досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью в течение 25 лет с момента обращения, то есть с 9 октября 2018 года.
Исковые требования мотивированы тем, что в период времени с 21 декабря 1987 года по 1 января 1993 года и с 1 января 1993 года по настоящее время ФИО1 работает в детском саду N "адрес" воспитателем. Стаж работы в должности воспитателя составляет 25 лет. 9 октября 2018 года ФИО1 обратилась в Управление Отделения Пенсионного Фонда России по РД в "адрес" за назначением досрочной трудовой пенсии, как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность в государственном учреждении для детей. Решением от 23 апреля 2019 года N 548812/18 Управление ОПФР по РД в "адрес" отказало ФИО1 в назначении пенсии, ссылаясь на то, что списком должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, "детский комбинат" не предусмотрен. В связи с этим период работы с 21 декабря 1987 года по 1 января 1993 года в учреждении "детский комбинат" не могут быть приняты в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет.
Истец считает, что Управление ОПФР по РД в "адрес" необоснованно отказало в назначении пенсии за выслугу лет по следующим основаниям. Учреждения "детский комбинат" и "детский сад" являются одним и тем же дошкольным детским учреждением. Ранее детские сады назывались "детскими комбинатами" и они относились к разным организациям. В последующем все детские комбинаты переданы в систему ГорОНО "адрес" и постановлением начальника Управления Образования от 24 апреля 2001 года "Об изменении наименования образовательных учреждений" все детские комбинаты переименованы в детские сады. С 21 декабря 1987 года ФИО1 работала в Детском комбинате N, находящемся на балансе завода ДАГЗЭТО.
Управление ОПФР по РД в "адрес" отказалось включать в общий трудовой стаж период работы с 21 декабря 1987 года по 1 января 1993 года. Признание "детского комбината" и "детского сада" одним и тем же дошкольным учреждением истцу необходимо для того, чтобы стаж работы в Детском комбинате за период с 21 декабря 1987 года по 1 января 1993 года, включили в стаж работы, дающий право на пенсию по выслуге лет лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и назначили пенсию по выслуге лет.
21 июня 2019 года истец ФИО1 обратилась в суд с уточнением исковых требований, в которых просит суд признать период работы в Детском комбинате N 11 с 21 декабря 1987 года по 1 января 1993 года педагогической деятельностью, с установлением тождественности выполняемой работы в должности воспитателя за период с 21 декабря 1987 года по 1 января 1993 года и работы, выполняемой в должности воспитателя в настоящее время в том же учреждении МКОУ N 11, засчитать (включить) период работы с 21 декабря 1987 года по 1 января 1993 года в детском комбинате N 11 в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию; обязать ГУ-ОПФР по РД назначить ФИО1 досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью в течение 25 лет с момента обращения, то есть с 9 октября 2018 года.
Решением Избербашского городского суда Республики Дагестан от 23 июля 2019 года постановлено:
"Исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда РФ по РД о признании периода работы в Детском комбинате N11 с 21 декабря 1987 года по 1 января 1993 года педагогической деятельностью, с установлением тождественности выполняемой работы в должности воспитателя за период с 21 декабря 1987 года по 1 января 1993 года и работы, выполняемой в должности воспитателя в настоящее время в том же учреждении МКДОУ N 11, засчитать (включить) этот период в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию; обязании Государственного учреждения Отделения Пенсионного Фонда России по РД назначить досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью в течение 25 лет с момента обращения, с 9 октября 2018 года, удовлетворить;
признать период работы в Детском комбинате N11 с 21 декабря 1987 года по 1 января 1993 года педагогической деятельностью, установив тождественность выполняемой работы в должности воспитателя за период с 21 декабря 1987 года по 1 января 1993 года и работы, выполняемой в должности воспитателя в настоящее время в том же учреждении МКОУ N 11;
засчитать (включить) период с 21 декабря 1987 года по 1 января 1993 года в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию;
обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного Фонда РФ по РД назначить ФИО1 досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью в течение 25 лет, с момента обращения, то есть с 9 октября 2018 года".
Не согласившись с данным решением, заместитель управляющего ГУ-ОПФР по РД ФИО8 подал на него апелляционную жалобу, в которой указывается о его незаконности, необоснованности и содержится просьба об отмене.
В обосновании доводов автор жалобы указывает, что в списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предусмотрено учреждение "детский комбинат".
ФИО1 9 октября 2018 года обратилась в Управление ОПФР по РД "адрес" с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку её педагогический стаж будет составлять 25 лет.
Управление ОПФР по РД в "адрес", при предварительной оценке документов до выхода на пенсию, уведомило ФИО1 о том, что период работы с 21 декабря 1987 года по 1 января 1993 года в Детском комбинате N 11 не будет засчитываться в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, так как в списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, не предусмотрено учреждение "детский комбинат".
По мнению апеллянта, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии нет требуемых 25 лет стажа, дающих право для назначения досрочной трудовой пенсии по выслуге лет, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О Трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
В судебном заседании представитель ГУ-ОПФР по РД по доверенности ФИО9 поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просил решение суда от 23 июля 2019 года отменить, в удовлетворении иска ФИО1 отказать; истец ФИО1 просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста не менее 25 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено: м) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных данными Правилами.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, указано наименование учреждения: "Дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований" и указана должность "воспитатель".
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно решению УОПФР по РД в "адрес" от 23 апреля 2019 года N548812/18 ФИО1 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что периоды работы с 21 декабря 1987 года по 1 января 1993 года не засчитываются в льготный стаж, так как в списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, учреждение "Детский комбинат" не предусмотрено.
Согласно трудовой книжки AT IV N 9463685 истец ФИО15 (Гасантаева) Г.Р. 21 декабря 1987 года принята в Детский комбинат N 11 воспитателем, что также подтверждается приказом N 643-к от 23 декабря 1987 года о приеме на работу и данными личной карточки, хранящейся в МКДОУ N11.
Приказом Городского отдела народного образования N26-к от 21 января 1993 года (далее - ГорОНО) переведена на ту же должность воспитателя в Детский сад N 11, о чем также имеется запись в трудовой книжке.
ФИО1 по настоящее время работает в этой же должности в том же детском саду, который с 1 июля 2012 года переименован в Муниципальное казенное образовательное учреждение - МКДОУ N11. Решением Управления ОПФР по РД в "адрес" от 23 апреля 2019 года в назначении пенсии отказано.
Должностные (функциональные) обязанности воспитателя ФИО1 за период с 1987 года по 1993 год, выполняемые в Детском комбинате N 11 являются идентичными тем, которые выполняются ею по настоящее время в той же должности воспитателя МКДОУ N 11. Данные обстоятельства подтверждаются должностной инструкцией воспитателя, а также показаниями свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО12, являющимися коллегами истца.
Решением городского ФИО16 народных депутатов N 321 от 30 декабря 1992 года Детский сад - ясли N 11 с баланса АО "ДагЗЭТО" передан на баланс ГорОНО с 1 января 1993 года. Данное обстоятельство также подтверждается выпиской из приказа Избербашского ГорОНО N8-п от 10 января 1993 года.
Передача указанного учреждения с баланса АО "ДагЗЭТО" на баланс ГорОНО подтверждена и приказами АО "ДагЗЭТО" от 31 декабря 1992 года N1484, от 14 января 1993 года N16-к.
Из приказа АО "ДагЗЭТО" от 14 января 1993 года N16-к усматривается, что в соответствии с приказом АО "ДагЗЭТО" от 31 декабря 1992 года N1484 работники Детского комбината N11 уволены переводом в Избербашский ГорОНО (в том числе ФИО1).
Данный факт также отражен в аналогичных записях трудовой книжки ФИО1
Доводов ФИО1 о том, что она в период с 1987 года по 1993 год осуществляла трудовую деятельность в Детском комбинате N11 подтверждены, в том числе выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (страховой номер 068-833-007 85) и справкой АО "ДагЗЭТО" о начислениях заработной платы за период с 1987 года по 1993 год.
Согласно приказу N76-п от 25 апреля 2001 года Управления образования "адрес" "Об изменении наименования образовательных учреждений" ДОУ N 11 переименовано в Детский сад N 11.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам, с учетом требований закона, правомерно исходил из того, что в спорные периоды учреждение фактически являлось детским дошкольным учреждением - детским садом, в связи с чем спорные периоды работы истицы в должности воспитателя в детском комбинате N 11 и в должности воспитателя, должны быть включены в стаж педагогической работы Г.Е.
Установив, что на 9 октября 2018 года стаж педагогической работы истицы составляет более 25 лет, суд пришел к верному выводу о том, что она имеет право на досрочное назначение пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с педагогической деятельностью, в связи с чем правомерно обязал ГУ-ОПФР по РД назначить ФИО1 трудовую пенсию досрочно, с даты обращения за ее назначением, то есть с 9 октября 2018 года.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда от 23 июля 2019 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 23 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя управляющего ГУ-ОПФР по РД по ФИО8 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Избербашский городской суд Республики Дагестан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.