Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Джарулаева А.-Н. К,
судей Гончарова И. А. и Омарова Д. М,
при секретаре судебного заседания Шахбанове М. М,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГОсВД Мурадова С. Г на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы РД от 11 июля 2019 г. по административному исковому заявлению Султановой М. А. к Администрации ГОсВД "город Махачкала" и Управлению по земельным ресурсам г. Махачкалы о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность садового участка, вынесенный МКУ г. Махачкалы "Управление по земельным ресурсам и землеустройству города" в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РД. г. Махачкала, с/т. "Перестройка-3", уч. 345 и обязать вынести постановление о предоставлении в собственность земельного участка.
Заслушав доклад судьи Гончарова И.А, судебная коллегия
установила:
Султанова М. Л. обратилась в суд с административным иском к администрации г. Махачкалы и Управлению по земельным ресурсам и землеустройству г. Махачкалы" о признании незаконным отказ в предоставлении в собственность садового участка, вынесенный МКУ г. Махачкалы "Управление по земельным ресурсам и землеустройству города" в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РД. г. Махачкала, с/т. "Перестройка-3", уч. 345 и обязать вынести постановление о предоставлении в собственность земельного участка.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 11 июля 2019 года постановлено:
Административный иск Султановой Маржанат Алиевны удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления по земельным ресурсам и землеустройству города Махачкалы 24.05.2019 N 51.17-ОГ-4155/19 в предоставлении Султановой Маржанат Алиевне муниципальной услуги - предоставление в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Махачкала, с/т. "Перестройка-3", уч.345, площадью 500 кв. м.
Обязать Администрацию г. Махачкалы и МКУ Управление по земельным ресурсам и землеустройству города вынести постановление о предоставлении Султановой Маржанат Алиевне в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Махачкала, с/т. /"Перестройка"/ "Перестройка-3", уч. 345, площадью 500 кв. м.
В апелляционной жалобе представитель Администрации ГОсВД г. Махачкала Рамазанов Ш. З. просит решение Ленинского районного суда г. Махачкалы отменить, считает его незаконным и необоснованным, указывают, что дело рассмотрено в нарушение требований материального закона, не правильно определены и не установлены юридически значимые обстоятельства.
Представитель административного истца Алигаджиев А. М. в судебном заседании просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Остальные стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились. В связи с этим коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, так как судом нарушений нормы материального и процессуального права не допущены, выводы суда соответствуют изложенным в решении суда обстоятельствам.
В соответствии с ч. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Коллегия установила, что судом первой инстанции не допущено нарушения указанных в ст. 310 КАС РФ положений,
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в "защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
-земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
-по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
-земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором названного пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
В случае, если указанные в абзаце втором или пятом данного пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, предусмотренном пунктом 2.7 данной статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя.
В силу п. 2.10 ст. 3 вышеназванного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в п. 2.8 или 2.9 данной статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 данной статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Указанные выше основания для отказа из материалов дела не усматривается и в суд ответчиком не представлены.
Судом установлено, что согласно членской книжке N345 от 21.05.1997 Султанова Маржанат Алиевна, 1974 года рождения, принята в члены садового товарищества 21.05.1997 г, за ней закреплен земельный участок 345, площадью 500 кв. м.
Распоряжением МКУ "Управление по земельным ресурсам и землеустройству г. Махачкалы" от 29.04.2018 N 1198-СРЗУ Султановой М.А. утверждена схема расположения на местности земельного участка, расположенного по адресу: г. Махачкала, с/т. "Перестройка-3", уч. 345, площадью 500 кв. м.
Уведомлением Управления по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Махачкалы от 24.05.2019 N 51.17-ОГ-4155/19 Султановой М.А. отказано в предоставлении муниципальной услуги перевод в собственность земельного участка расположенного по адресу: г. Махачкага с/т. "Перестройка-3", уч. 30.
Основание отказа: - нарушение требований п. 1 ст. 2.10.1 административного регламента, с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Причина отказа: не представлены доказательства создания и государственной регистрации садоводческого товарищества "Перестройка-3" и документы предоставления садоводческому товариществу земельного участка до 29.01.2001г.
Указанные основания уведомления и доводы представителей ответчиков в судебном заседании, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Из сведений топографического плана и схемы расположения участка, предоставленных суду, видно, что на кадастровом плане территории отображено место расположения земельного участка: г. Махачкала, с/т. "Перестройка-3", уч. 345.
В соответствии с членской книжкой садовода и выписки из протокола N17 с/т "Перестройка" Султанова М.А. значится принятой в члены с/товарищества "Перестройка" 21.05.1997 г, с отведением участка N345, площадью 500 кв.м.
В соответствии п.2.10.1 Постановления Главы Администрации г. Махачкалы от 25.12.2015 г. N 5032 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги МКУ "Управление по земельным ресурсам и землеустройству города" города Махачкалы (далее по тексту - Административный регламент) - основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
1) обращение, поступившее (в письменном виде) от заявителя, с просьбой об отказе в предоставлении муниципальной услуги;
2) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в случае представления данной схемы самим заявителем);
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
представленная заявителем схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации;
несоответствие схемы расположения земельного участка, представленной заявителем, утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории;
изъятие из оборота испрашиваемого земельного участка;
установление федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка;
резервирование испрашиваемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
наличие на испрашиваемом земельном участке зданий, строений, сооружений, не принадлежащих заявителю.
Не соответствует приведенные ответчиком основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги и п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ от 25.10.2001 года N 136-ФЗ;
-несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ;
-полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
-разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;
-несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
-расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Постановлением Администрации ГОсВД "город Махачкала" от 24.02.2016 N 123 утверждены административные регламенты предоставления муниципальных услуг МКУ г. Махачкалы "Управление по земельным ресурсам и землеустройству города", в том числе; административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов на территории ГОсВД "город Махачкала", а также административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и их садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям без проведения торгов на территории ГОсВД "город Махачкала".
Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлены п. 2.9.1 указанного административного регламента и включают в себя 28 пунктов.
В материалах дела отсутствуют и в суд не представлены | ответчиками доказательства, предусмотренные ст.59 КАС РФ, отвечающие требованиям ст.ст. б0 - 61 КАС РФ, которые могли бы являться основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги истцу. Отсутствие у истицы доказательств создания и регистрации с/т. Перестройка-3" не могут быть основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги, поскольку отсутствует в административном регламенте. Согласно документа истица принята в члены садового товарищества "Перестройка", а не Перестройка-3". Последующие действия органов по расчленению садового товарищества "Перестройка" на кварталы, их регистрация и юридическое документальное оформление не входило и не входит в обязанности истицы, соответственно не могут являться причинами для ущемления ее прав и интересов.
В уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги не приведены и в суд административными ответчиками не были представлены доказательства, подтверждающие отсутствие у истицы права на получение запрашиваемой муниципальной услуги, что она не являлась членом садового товарищества "Перестройка", созданного на отведенном муниципальным органом для садоводства земельном участке.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правильно рассмотрел данное административное дело на основании имеющихся в деле доказательств.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были проверены судом первой инстанции, им дана правильная оценка.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 11 июля 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации ГОсВД "город Махачкала" Рамазанова Ш. З. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.