ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Махачкала 4 октября 2019 года
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хавчаева Х.А,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абдулгапуровой А.Р,
с участием представителя административного истца Абакаровой М.Б. - Маламагомедова М.М, представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан - Курбаналиева Ю.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абакаровой М.Б. к Правительству Республики Дагестан и Управлению Росреестра по Республике Дагестан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Абакарова М.Б. в лице представителя Маламагомедова М.М. обратилась в Верховный Суд Республики Дагестан с административным иском к Правительству Республики Дагестан и Управлению Росреестра по Республике Дагестан об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:40:000016:638, площадью 13083 кв.м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 года в размере 13601087 рублей и возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка. В ходе рассмотрения дела с учетом результатов судебной экспертизы представитель административного истца уточнил исковые требования, изложив их в следующей редакции: установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 15547445 рублей.
В обоснование иска в заявлении указано, что используемая в целях налогообложения и установленная в размере 33301647,34 рублей кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка значительно превышает рыночную стоимость данного земельного участка и нарушает его права, так как влечет необоснованное увеличение налога, уплачиваемого исходя из кадастровой стоимости.
В судебное заседание Абакарова М.Б. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного истца Маламагомедов М.М. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал и с учетом их уточнения просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 15547445 рублей, которая установлена заключением судебной экспертизы.
Административный ответчик Управление Росреестра по Республике Дагестан и заинтересованные лица - Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан и администрация ГОсВД "город Махачкала", надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч.8 ст.96 КАС РФ), своих представителей в суд не направили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем административное дело рассмотрено в отсутствие представителей вышеуказанных лиц.
Представитель административного соответчика Правительства Республики Дагестан Курбаналиев Ю.М. в судебном заседании исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, указав, что установленная методом массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка является обоснованной, заключение судебной экспертизы и отчет специалиста не подтверждают рыночную стоимость земельного участка.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и показания эксперта, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных уточненных исковых требований по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, административному истцу Абакаровой М.Б. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 05:40:000016:638, площадью 13083 кв.м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, "адрес".
Согласно выписке из ЕГРН данный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - под производственную базу.
Из представленной в суд выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка составляет 33301647,34 рублей.
Основанием внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан".
Полагая установленную и внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка необоснованной и не соответствующей его рыночной стоимости, Абакарова М.Б. обратилась в суд с настоящим административным иском, представив в обоснование заявленных требований отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 31 мая 2019 года N 19/05-142, выполненный оценщиком Гаджиевым Н.М. (ООО "Республиканское Управление независимых экспертиз и проектирования"), согласно которому рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 01.12.2012 г. составляла 13601087 рублей.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч.7 ст.24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, проводится в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона N 135-ФЗ, понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункты 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч.4 ст.24.18 Федерального закона N135-ФЗ).
В силу ч.2 ст.24.15 Федерального закона N 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Датой формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан, является 1 декабря 2012 года.
Эта же дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка, указана и в выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч.11 ст.24.18 Федерального закона N 135-ФЗ).
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии со ст.11 Федерального закона N 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Истцом в суд представлен отчет о результатах оценки рыночной стоимости земельного участка от 31.05.2019 г. N 19/05-142, составленный оценщиком Гаджиевым Н.М. (ООО "Республиканское Управление независимых экспертиз и проектирования"), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000016:638 по состоянию на 01.12.2012 г. составляет 13601087 рублей.
В целях правильного рассмотрения судом назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату оценки.
В соответствии с заключением судебного эксперта Гасанова М.Д. (ООО "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит") от 02.09.2019 г. N 020919/Э рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000016:638, площадью 13083 кв.м, по состоянию на 1 декабря 2012 года составляет 15547445 рублей.
Допрошенный в судебном заседании эксперт Гасанов М.Д, будучи предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения и заведомо ложных показаний, изложенные в заключении от 02.09.2019 г. N 020919/Э выводы о размере рыночной стоимости земельного участка полностью подтвердил.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оценивая указанное экспертное заключение по правилам ст. ст. 84 и 168 КАС РФ, суд исходит из того, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, отобранные экспертом в рамках сравнительного подхода к оценке методом сравнения продаж объекты-аналоги совпадают с объектом оценки по виду разрешенного использования; при оценке объекта недвижимости эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; экспертом произведена оценка объекта оценки с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по основным ценообразующим параметрам; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату оценки; заключение эксперта содержит ссылки на источники используемой информации; распечатки объявлений о продаже объектов, используемых в качестве аналогов, приложены экспертом к своему заключению, что позволяет проверить использованные им сведения.
В свою очередь административными ответчиками и заинтересованными лицами каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного земельного участка, не представлено, выводы судебного эксперта не опорочены и не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости земельного участка, указанной в выписке из ЕГРН, рыночной стоимости данного земельного участка ими не представлено, ходатайств о назначении дополнительной либо повторной судебной экспертизы на предмет установления рыночной стоимости земельного участка в ином размере не заявлено.
С учетом вышеизложенного у суда не имеется оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение, данное заключение судебного эксперта по настоящему делу является допустимым и достоверным доказательством, объективно подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
По смыслу указанных разъяснений, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Законом об оценочной деятельности периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.
Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости 10.09.2013 г.
С настоящим иском Абакарова М.Б. обратилась в суд 02.07.2019 г, то есть с пропуском установленного законом пятилетнего срока.
В соответствии с абз. 3 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28, пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Пунктом 7 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части 1 ст. 24.12 Закона слова "и не реже чем один раз в течение пяти лет" были исключены.
В связи с изменением закона очередная (по истечении 5 лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка) оценка кадастровой стоимости земельных участков не проводилась.
Принимая во внимание тот факт, что в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения ч. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу, суд апелляционной инстанции признает причины пропуска административным истцом срока обращения в суд уважительными, поскольку до принятия ФЗ N 360-ФЗ административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки объектов земельных участков на территории Республики Дагестан, результаты которой до настоящего времени Правительством Республики Дагестан не утверждены.
Таким образом, заявленные Абакаровой М.Б. по настоящему делу требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с учетом их уточнения подлежат удовлетворению, поскольку судом установлено превышение кадастровой стоимости земельного участка в сравнении с его рыночной стоимостью более чем в два раза, что нарушает права административного истца, так как влечет уплату налога на землю в завышенном размере.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату обращения административного истца с настоящим иском в суд (п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
ООО "Аудиторская компания "Цестрис-Аудит" заявлено ходатайство об оплате расходов за проведение судебной экспертизы в сумме 35000 рублей.
Поскольку проведенная по делу судебная экспертиза назначена по инициативе суда, расходы на ее проведение подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (ч.2 ст.109 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:48:000016:638, площадью 13083 кв.м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 г. в размере 15547445 (пятнадцать миллионов пятьсот сорок семь тысяча четыреста сорок пять) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 2 июля 2019 г.
Взыскать в пользу ООО "Аудиторская Компания "Цестрис-Аудит", г.Махачкала, "адрес", ИНН/КПП 0562021993/057101001, ОГРН 1020502522589, расходы на проведение судебной экспертизы от 02.09.2019 г. N 020919/Э в сумме 35000 (тридцать пять тысяча) руб. за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 7 октября 2019 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Х.А.Хавчаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.