Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Фроловой Т.Е,
судей Науширбановой З.А, Фагманова И.Н,
при помощнике судьи Фархутдиновой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Васильева И.А. - Дусалиева Р.С. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 июля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А, судебная коллегия
установила:
Васильев И.А. обратился в суд с исковым заилением к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации.
Требования мотивированы тем, что Васильев И.А, является членом Садоводческого Потребительского кооператива "Сад N 2 Уфимского электролампового завода" (ранее - садоводческое товарищество "Сад N 2 Уфимского электролампового завода", садоводческое некоммерческое товарищество "Свет"), владеет и пользуется садовым участком N... площадью 635 кв.м, с кадастровым номером 02:55:030762:224, расположенным по адресу: адрес, Тимашевский поворот. 20 февраля 2019 г..Васильев И.А. обратился в Управление земельных и имущественных отношений городского округа г..Уфа Республики Башкортостан с заявлением передать бесплатно в собственность вышеуказанный земельный участок. Управление земельных и имущественных отношений городского округа г..Уфа Республики Башкортостан письмом N В-2876 от 11 марта 2019 г..отказало в передаче в собственность спорного земельного участка на том основании, что часть испрашиваемого земельного участка находится на красной линии, а сам земельный участок - во втором поясе зоны санитарной охраны водозабора р. Уфы. При этом, ответчик указал, что в частную собственность не предоставляются земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте. Ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или в муниципальной собственности, которые расположены в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Полагает, что данный отказ является незаконным и необоснованным. Согласно паспорта садоводческого товарищества "Сад N2 Уфимского электролампового завода", основанием для предоставления земельного участка является решение Орджоникидзевского исполкома г..Уфы от15.09.1957г. N 254, площадью 11 га.
Устав зарегистрирован в Орджоникидзевском райисполкоме г..Уфы 16 сентября 1957 г, проект территории коллективного сада утвержден решением Орджоникидзевского райисполкома г..Уфы N 254 от 15.09.1957 г..Государственный акт на пользование землей выдан Уфимским горсоветом 11.09.1957г. N 297/22, земельный участок отведен в натуре в июле 1958 г, освоен в 1959 г, на территории зарегистрировано наличие постоянно 180 садовых домиков. Таким образом, спорный земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-03 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Кроме того, отказ Управления земельных и имущественных отношений городского округа г..Уфа Республики Башкортостан, выраженный в письме N В-2876 от 11 марта 2019 г, в передаче в собственность спорного земельного участка на том основании, что часть испрашиваемого земельного участка находится на красной линии, а сам земельный участок - во втором поясе зоны санитарной охраны водозабора р.Уфы, является несостоятельным, поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:030762:224, нет сведений о нахождении части данного земельного участка в красной линии либо во втором поясе зоны санитарной охраны водозабора р.Уфы. Во-первых, красные линии - это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования, территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Между тем, Васильев И.А. единолично пользуется садовым участком. Кроме того, северный водозабор р.Уфы находится в пос.Максимовка Калининского района г..Уфы, на расстоянии не менее 10 км. от спорного участка. В пункте 2.3.2.3.
СанПиНа 2.1.4.027-95 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения" указано, что граница второго пояса ЗСО на водоемах должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 км % при наличии нагонных ветров до 10 %, и 5 км 3Л при наличии нагонных ветров более 10 %.
В связи с чем, просил признать за Васильевым И.А. право собственности на земельный участок площадью 635 кв.м, с кадастровым номером 02:55:030762:224 в Садоводческом Потребительском кооперативе "Сад N 2 Уфимского электролампового завода", расположенный по адресу: адрес, Тимашевский поворот.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 июля 2019 г. в удовлетворении исковых требований о признании за Васильевым И.А. права собственности на земельный участок площадью 635 кв.м, с кадастровым номером N.., расположенный по адресу: адрес, СНТ "Свет", рядом уч. N.., отказано за необоснованностью.
С апелляционной жалобой обращается представитель Васильева И.А. - Дусалиев Р.С, просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя Васильева И.А. - Дусалиева Р.С, подержавшего доводы, изложенные в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев установленных федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц.
На основании статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Основания для бесплатного предоставления земельного участка в собственность, предусмотрены Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 4 статьи 3 указанного Федерального закона гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности, на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 приведенного Федерального закона, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Таким образом, применительно к данному спору, юридически значимыми и подлежащими доказыванию истцом в силу статьи 56 ГПК РФ обстоятельствами являются нахождение спорного земельного участка в его фактическом пользовании и принадлежность на праве собственности жилого дома расположенного на земельном участке при условии, что право собственности на жилой дом возникло у него до введения в действие Земельного кодекса РФ и либо после дня введения его в действие, но при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Также истец вправе претендовать на приобретение в собственность спорного земельного участка, если он является собственником жилого дома на спорном земельном участке, а земельный участок ему был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно части 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 2). Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (часть 3).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 26ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Пунктом 2 части 6 статьи 43ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Судом первой инстанции установлено, что Васильев И.А, является членом Садоводческого Потребительского кооператива "Сад N 2 Уфимского электролампового завода" (ранее - садоводческое товарищество "Сад N 2 Уфимского электролампового завода", садоводческое некоммерческое товарищество "Свет"), пользуется садовым участком N.., площадью 635 кв.м, с кадастровым номером 02:55:030762:224, расположенным по адресу: адрес, СНТ "Свет", рядом участок N...
20 февраля 2019 года Васильев И.А. обратился в Управление земельных и имущественных отношений городского округа город Уфа с заявлением передать бесплатно в собственность вышеуказанный земельный участок.
Управление земельных и имущественных отношений городского округа город Уфа письмом N В-2876 от 11 марта 2019 г. отказало в передаче в собственность спорного земельного участка на том основании, что часть испрашиваемого земельного участка находится на красной линии, а сам земельный участок - во втором поясе зоны санитарной охраны водозабора р.Уфы.
Так, согласно ответу Главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 12 апреля 2019 г, установлено, что испрашиваемый земельный участок частично (площадью 107,5кв.м.) расположен на территории общего пользования в границах красных линий проектируемой транспортной развязки. Красные линии на данную территорию утверждены постановлением администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 2760 от 10 мая 2011г. в составе проекта планировки территории общего пользования Бирского тракта на участке от улицы Адмирала Ушакова до улицы Соединительное шоссе в Орджоникидзевском районе г. Уфы. Проект межевания на данную территорию не разрабатывался.
Кроме того, установлено, что земельный участок с кадастровым номером N... находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы.
Границы зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозаборов) определены проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы" разработанным институтом "Коммунводоканалпроект" в 1994 г. по заказу МУП "Уфаводоканал". Проект утвержден Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801 от 24.07.1995 г. Параметры зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы учтены в проекте водоохранных зон г. Уфы, разработанным институтом Нефтехимпереработки Республики Башкортостан. Проект водоохранных зон рек и водоемов на территории г. Уфы утвержден постановлением главы администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 5129 от 21 августа 2008 г.
Оценивая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых основания для удовлетворения исковых требований Васильева И.А. о признании за ним права собственности на земельный участок площадью 635 кв.м, с кадастровым номером N.., поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий территории общего пользования, во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы и не подлежит в этой связи передаче в частную собственность.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Васильева И.А. - Дусалиева Р.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Е. Фролова
Судьи З.А. Науширбанова
И.Н. Фагманов
Справка: судья Т.В. Попенова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.